Малый бизнес и его значение для развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
1.1 Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
1.2 Виды малых предприятий……………………………………………...7
1.3 Особенности и функции малого предприятия……………………….10
2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро.docx

— 231.68 Кб (Скачать)

Важным  инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран также является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое. Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ. Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг. 

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной  финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное  место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. 

Лизинговые  операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности. В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. 

Отечественная налоговая система еще находится  в стадии формирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых законодательством о лицензировании, таможенным законодательством, законодательством о земле и других природных ресурсах.

Представляется  принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов. Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в Законе "О6 упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства". Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства. Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия. Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия, исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей. Вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение. По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 25-30%. Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит

степень социально-политической нестабильности в обществе. 
 

  1. Анализ  функционирования малого предприятия ООО «Весна».14
 
 
 
Наименование  статей 
 
Коды  строк
Абсолютные  величины, тыс.руб. Относительные величины, %
 
01.01.2009
 
01.01.2010
Изменение (+,-) 01.01.2009 01.01.2010 Изменение(+,-) в % к вел. на начало в % к измен. итога  баланса 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Внеоборотные активы                  
1.1 Основные средства 120 61752 62845 1093 40.3 34.5 -5.8 1.8 3.8
1.2 Нематериальные активы 110 31 29 -2 0 0 0 -6.4 0
1.3 Прочие внеоборотные  активы 130..150 1405 1963 558 0.9 1.1 0.2 39.7 1.9
ИТОГО по разделу 1 190 63188 64837 1649 41.2 35.6 -5.6 2.6 5.7
2. Оборотные активы                  
2.1 Запасы 210,220 70863 90041 19178 46.2 49.4 3.2 27.1 66
2.2 Дебиторская задолженность  (после 12 мес.) 230 0 0 0 0 0 0   0
2.3 Медленно реализуемые  активы 210..230,270 70863 90041 19178 46.2 49.4 3.2 27.1 66
2.4 Дебиторская задолженность  (до 12 мес.) 240 17816 24247 6431 11.6 13.3 1.7 36.1 22.1
2.5 Краткосрочные финансовые  вложения 250 0 0 0 0 0 0   0
2.6 Денежные средства 260 1409 3205 1796 0.9 1.8 0.9 127.5 6.2
2.7 Наиболее ликвидные  активы 250,260 1409 3205 1796 0.9 1.8 0.9 127.5 6.2
2.8 Прочие оборотные  активы 270 0 0 0 0 0 0   0
ИТОГО по разделу 2 290 90088 117493 27405 58.8 64.4 5.6 30.4 94.3
Стоимость имущества 300 153276 182330 29054 100 100 0 19 100
3. Капитал и резервы                  
3.1 Уставный капитал 410 4000 4000 0 2.6 2.2 -0.4 0 0
3.2 Добавочный капитал 420 31566 31566 0 20.6 17.3 -3.3 0 0
3.3 Резервный капитал 430 1000 1000 0 0.7 0.5 -0.2 0 0
3.4 Нераспределенная  прибыль (непокрытый  убыток) 470 38609 54472 15863 25.2 29.9 4.7 41.1 54.6
ИТОГО по разделу 3 490 75155 91035 15880 49 49.9 0.9 21.1 54.7
4. Долгосрочные пассивы 590 9259 8252 -1007 6 4.5 -1.5 -10.8 -3.4
5. Краткосрочные пассивы                  
5.1 Заемные средства 610 19163 10849 -8314 12.5 6 -6.5 -43.3 -28.6
5.2 Кредиторская задолженность 620 42922 65046 22124 28 35.7 7.7 51.5 76.1
5.3 Задолженность перед  участниками (учредителями) по выплате доходов 630 21 45 24 0 0 0 114.3 0
5.4 Доходы будущих  периодов 640 129 81 -48 0 0 0 -37.2 -0.2
5.5 Резервы предстоящих  расходов 650 6627 7022 395 4.3 3.9 -0.4 6 1.4
5.6 Прочие краткосрочные  пассивы 660 0 0 0 0 0 0   0
ИТОГО по разделу 5 690 68862 83043 14181 44.9 45.5 0.6 20.6 48.8
Всего заемных средств 590+690 78121 91295 13174 51 50.1 -0.9 16.9 45.3
Итог  баланса 300;700 153276 182330 29054 100 100 0 19 100
Величина  собственных средств  в обороте 490-190 11967 26198 14231 7.8 14.4 6.6 118.9 49
Чистые  активы   75284 91116 15832 49.1 50 0.9    
 
 

    Вывод:

1. Увеличивается потенциал (возможности) предприятия.

2. Потенциал предприятия в относительном выражении увеличился по массе применяемых активов на: 18.96%

3. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 23.2%. При росте потенциала повышается его использование.

4. Уменьшились нематериальные актива на 2 т.р. 

5. Уменьшается доля основных средств в активах с 40.29% до 34.47%. Структура активов становится менее устойчивой к инфляции, т.к. снижается доля основных средств, которые в меньшей степени подвержены инфляции.

6. Дебиторская задолженность, платежи, по которым должны поступить после 12 месяцев отсутствует, что является положительным явлением, т.к. в условиях кризиса платежей, вызванных различными, в основном, макроэкономическими факторами, независящими от предприятий, большинство предприятий, особенно в реальном секторе экономики имеют этот вид задолженности. 

7. Увеличивается дебиторская, задолженность платежи, по которым должны поступить до 12 месяцев на 6431 т.р.- отрицательная тенденция. Увеличивается отвлечение средств, в форме этого вида дебиторской задолженности, из оборота предприятия. Увеличивается косвенное кредитование средствами данного предприятия других предприятий. Предприятие несет убытки от обесценивания дебиторской задолженности. Примите меры по своевременному взысканию этого вида задолженности.

8. Увеличивается величина медленно реализуемых активов на 19178 т.р. Этот показатель имеет негативное значение в случае продажи, ликвидации предприятия. Для действующего предприятия, если не происходит существенного снижения выпуска (продажи) товаров, продукции, работ, услуг, динамика этого показателя не имеет существенного значения. 

9. Увеличиваются наиболее ликвидные активы на 1796 т.р.

10. Увеличиваются денежные средства на 1796 т.р. Если имеет место высокая инфляция (более 5% в год), то необходимо принять меры к уменьшению величины денежных средств для сохранения их от инфляции, т.е. целесообразно быстрее конвертировать их в материальные оборотные или основные средства. 

11. Размер уставного капитала не изменился.

12. Величина добавочного и резервного капиталов не изменилась.

13. Произошло увеличение общей величины капиталов и резервов на 15880 т.р., т.е. собственных средств предприятия. Положительная тенденция.

14. Увеличивается величина заемных средств на 13174 т.р. - тенденция отрицательная, если это увеличение приводит к снижению платежеспособности, ниже нормативного уровня.

15. Увеличивается величина собственных средств в обороте на 14231 т.р. Тенденция положительная, направлена на повышение деловой активности предприятия.

16. В анализируемом периоде имущество увеличилось на 29054 т.р. Повышается потенциал предприятия, исчисленный по имуществу, на 18.96 %. 

17. В анализируемом периоде на изменение активов оказали влияние следующие факторы

      1. изменение внеоборотных активов: 5.68 %

      2. изменение оборотных активов: 94.32 % 

Баланс  факторов: 100 % 

 
 

Степень влияния частных  факторов на изменение  активов в анализируемом  периоде:

1) влияние  изменения основных средств: 3.76 %

2) влияние  изменения нематериальных активов: 0 %

3) влияние  изменения прочих внеоборотных  активов: 1.92 %

4) влияние  изменения запасов: 66.01 %

5) влияние  изменения дебиторской задолженности  (платежи после 12 мес.): 0 % 

6) влияние  изменения дебиторской задолженности  (платежи до 12 мес.): 22.13 % 

7) влияние  изменения краткосрочных финансовых  вложений: 0 % 

8) влияние  изменения денежных средств: 6.18 % 

9) влияние  изменения прочих оборотных активов: 0 % 

    Баланс  факторов: 100 % 

 
 
 

18. В анализируемом периоде на изменение источников средств (пассивов) оказали влияние следующие факторы:

1. изменение  капиталов и резервов: 54.66 %

2. изменение  долгосрочных пассивов: -3.46 %

3. изменение  краткосрочных пассивов: 48.81% 
 

Информация о работе Малый бизнес и его значение для развития экономики