Малый бизнес и его значение для развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
1.1 Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
1.2 Виды малых предприятий……………………………………………...7
1.3 Особенности и функции малого предприятия……………………….10
2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро.docx

— 231.68 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Теоретическая экономика и международные  экономические отношения» 
 
 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А 

по дисциплине «Микроэкономика» 

на тему: «Малый бизнес и его значение для развития экономики»

  

                                           
 

                                                      

Выполнила: Студентка 2 курса 1 группы

Специальности «Экономика (бакалавриат)»

Шиповалова  Валерия Александровна

                                                      
 
 

                                                             Проверил: Кусков Вячеслав Михайлович

                                                             
 
 
 
 
 

Самара 2011 
 
 

Рецензия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………. 4

  1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
    1. Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
    2. Виды малых предприятий……………………………………………...7
    3. Особенности и функции малого предприятия……………………….10
  2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
    1. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
    2. Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
    3. Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
  3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27

Заключение…………………………………………………………………....36

Список  литературы………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные  аспекты их деятельности. Рассмотрены  причины мешающие развитию малых  предприятий. Приведены фактические  данные, характеризующие влияние  малого предпринимательства на экономическое  и социальное развитие государства. Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Люди все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  малого бизнеса и  необходимость его  развития.

    1.1 Этапы развития  малого бизнеса.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые

предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы

хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%.

В российской истории малого бизнеса можно  выделить следующие этапы:

     Первый этап  (1985-1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность

центров научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

     Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

     Третий этап (1989-1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов,

направленных  на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертого  этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и

появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении

государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы,

открывшие широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. 1992 год - характеризовался самыми высокими с

середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,

поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового

прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

Бурная  инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. В 1992 году малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой  этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.1

Если  в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Менее рентабельные малые предприятия,

не выдержавшие  экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности малых предприятий. Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества малых предприятий, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике. В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. 

1.2 Виды малых предприятий. 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям и средним предприятиям. Для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

- организация  должна быть только коммерческой;

- доля  в уставном капитале, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами  малого предпринимательства,  не  должна превышать 25%;

- средняя  численность работников за отчетный  период не должна превышать  допустимую среднюю численность  для соответствующего вида деятельности.

Коммерческие  организации могут создаваться  в виде:

- хозяйственных  товариществ и обществ;

Информация о работе Малый бизнес и его значение для развития экономики