Малый бизнес и его значение для развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
1.1 Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
1.2 Виды малых предприятий……………………………………………...7
1.3 Особенности и функции малого предприятия……………………….10
2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро.docx

— 231.68 Кб (Скачать)

- производственных  кооперативов;

- государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность  создания: 

- хозяйственных  товариществ в форме:

а) полного  товарищества;

б) товарищества на вере; 

- хозяйственных  обществ в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.2 

Хозяйственными  товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на вклады учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а так же производственное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. К хозяйственным обществам относятся: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерные общества (АО), которые, в свою очередь, делятся на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

ООО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно быть более 50-ти. Если число участников превысит 50, то в течение года общество должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

ОДО отличается от ООО тем, что его участники несут дополнительную помимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Форма ОДО является крайне редкой в России, так как она считается менее выгодной для участников в связи с тем, что возлагает на последних дополнительную ответственность по долгам общества за счет собственного имущества.  
АО признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, определяемых законом и иными правовыми актами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества являются наиболее популярными организационно-правовыми формами, применяемыми при создании малых предприятий, так как значительно минимизируют риск возможных убытков, которые могут нести участники ООО или акционеры ЗАО в связи с деятельностью таких предприятий.

Производственным  кооперативом признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Артель является традиционной в России формой предпринимательства в сельскохозяйственной деятельности. Принципиальным отличием производственных кооперативов от хозяйственных обществ и товариществ является обязательное личное трудовое участие его членов в деятельности кооператива, в то время как в хозяйственном обществе и товариществе обязательным является лишь участие учредителей в уставном капитале (финансовое участие) предприятия.

Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.  От полного коммандитное товарищество отличается наличием в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества. Товарищество является коммерческой организацией, основанной на исключительном доверии и действующей исключительно на свой страх и риск.

Организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, сточки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям. Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объёме прибыли. 
 
 

1.3 Особенности и функции малого предприятия. 

Без малого бизнеса рыночная экономика эффективно ни функционировать, ни развиваться  не может. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Должна лишь соблюдаться известная сбалансированность между малым и крупным капиталом. Малый бизнес способствует реализации социально ориентированной модели рынка. Существует явная взаимосвязь эффективности экономики, уровня общественного благосостояния и уровня развития малого бизнеса. И наоборот, степень развития малого бизнеса, его место и роль в народнохозяйственном комплексе, а так же успешная реализация присущих ему функций определяются уровнем зрелости рыночных отношений. Для малого бизнеса России характерны следующие особенности:

1. Относительно слабое присутствие малого бизнеса в производственной и инновационной сферах хозяйственной деятельности. Это наиболее ярко проявлялось в начальный период реформ, когда капиталы малого бизнеса были сосредоточены главным образом в сферах коммерческих и посреднических операций, что определялось существенно более высокой нормой прибыли в сфере коммерции. 

2. Отсутствие заметного влияния малого бизнеса на формирование конкурентной среды. Это обусловлено, во-первых, относительной слабостью и неразвитостью этого сектора. Для того чтобы он оказывал сколько-нибудь ощутимое влияние, должна быть достигнута некоторая критическая масса. Во-вторых, негативную роль играют здесь неразвитость рыночной инфраструктуры, что мешает малому бизнесу проявить свои конкурентные преимущества перед крупным бизнесом. 

3. Относительно слабое влияние малого бизнеса на снижения уровня безработицы и смягчение социальной напряженности. Это связано как с малой развитостью малого бизнеса, так и с менталитетом русского общества. Квалифицированные кадры России в целом более инерционны и обладают гибкостью и мобильностью перетекания в такие сферы деятельности, которые приносят больший доход. Оказавшись в положении безработного, частично безработного или пополнив скрытую безработицу, трудоспособное население предпочитает искать новую работу чаще всего в соответствии со своей профессиональной ориентацией, так как не имеет ни средств, ни навыков, необходимых для организации малого бизнеса. 

4. Малый бизнес в России является “особой школой” подготовки кадров. Проблема кадров предпринимательства в России - одна из наиболее острых. Несмотря на большое число управленцев, прошедших обучение в различных школах бизнеса, организованных на Западе для помощи России, полностью решить эту проблему пока не удалось. 

5. Двойственное влияние малого бизнеса на внешнеэкономическую деятельность и сферу теневой экономики. Малый бизнес активно участвует в международной торговле России, все более открывая ее экономику как в сфере экспорта, так и в сфере импорта. 
 

6. Специфические функции малого бизнеса как основы “карманной” экономики. Классификация малых предприятий свидетельствует о том, что наряду с малыми фирмами, образованными путем частных индивидуальных накоплений или объединения этих накоплений (малы торговые предприятия пищевой промышленности и сферы услуг, челночный бизнес, и т.д.), в состав малого бизнеса входят малые структуры, созданные на базе крупных.3 
 

Место и роль малого бизнеса в системе  развитого рыночного производства определяется его функциями, к числу  которых относятся следующие:

1. Более эффективное использование и утилизация материальных, трудовых и финансовых ресурсов, невостребованных в крупном производстве. 

2.Создание инновационного потенциала для внедрения технических новшеств. Малое наукоемкое предпринимательство стимулирует научно-технический прогресс, принимая на себя те риски вложений в технические проекты, которые не берут на себя крупные корпорации. 

3.Формирование конкурентной среды. Малый бизнес антимонополен по своей природе. С одной стороны, в виду многочисленности входящих в него малых предприятий, он трудно поддается монополизации, с другой стороны ввиду глубокой специализации малых предприятий и высокой адаптивности их к многообразию потребительского спроса, малый бизнес в ряде случаев может представлять собой серьезного конкурента для крупного производства. 

4.Содействие «открытости» экономики и рационализации внешнеэкономических связей. Высокая эластичность малого бизнеса в отношении меняющейся конъюнктуры, возможность быстрого реагирования на спрос и перестройки в соответствии с ним своей организационно-хозяйственной структуры обеспечивают малому бизнесу высокую проникающую способность и быстрое заполнение ниш, возникающих на международных рынках, превращает малый бизнес в форпост экспортной экспансии в различных географических зонах по широкому кругу товаров и услуг. 

5.Снижение уровня безработицы. В промышленно развитых странах на малый бизнес приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. 

6. Смягчение социальной напряженности и способствование демократизации рыночных отношений. Малый бизнес является фундаментом формирования “среднего” класса и, следовательно, основой уменьшения социальной дифференциации. 

7. Подготовка кадров малого бизнеса - это “кузница кадров ” для большого бизнеса и для предпринимательства вообще. Это хорошо согласуется с “теорией этапов роста фирмы”, которая предполагает наличие необходимых характерных стадий развития в том числе и стадию малого предприятия. 

8. Уменьшение негативного влияния так называемой теневой экономики путем частичной трансформации ее в легальный малый бизнес. Всемирное поощрение малого бизнеса осуществляется в Германии, Швеции, Италии, Испании и США, где роль иррегулярной экономики очень значительна. Так, только в одной Германии насчитывается не менее 4 млн. самостоятельных предпринимателей черного рынка, функционирование которого инициировало в последние десятилетия бум легального малого предпринимательства в этой стране. 

9. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.4 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной работы персонала. Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Седьмая особенность связана с характером финансирования. Малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков.

Информация о работе Малый бизнес и его значение для развития экономики