Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:37, курсовая работа
Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Введение………………………………………………………………………. 4
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
1.1 Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
1.2 Виды малых предприятий……………………………………………...7
1.3 Особенности и функции малого предприятия……………………….10
2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………………………….37
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции:
Не менее значимы функции социальные:
Уже сегодня
актуальна и будет
Практика
показывает, что даже в странах
с развитой рыночной экономикой малый
бизнес оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение
социальных проблем, увеличение численности
занятых рабочих. По численности
работающих, по объему производимых и
реализуемых товаров, выполняемых
работ субъекты малого предпринимательства
в отдельных странах играют ведущую
роль. Высокий уровень развития малого
предпринимательства является необходимым
условием успешного функционирования
рыночной экономики. Малый бизнес в
развитых странах мира во многом определяет
темпы экономического роста, структуру
и качество валового национального
продукта.
Малый бизнес в экономике демонстрирует высокую проникающую способность, функционирования в городе, в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики. Многие малые предприятия смягчают агрессивность рыночной среды, принимают на себя рыночные риски, обеспечивая тем самым согласованную деятельность рыночных структур различного масштаба.
Малое предпринимательство является своего рода «цементом», формирующим рынок. Крупные компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции, действуют обычно в рамках одного или нескольких взаимосвязанных секторов рынка. Межсекторное пространство заполняется малыми структурами, которые могут мобильно концентрировать ресурсы рыночной карты. Поэтому их можно считать связующим звеном различных секторов рынка. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
2.1
Анализ текущего
состояния развития
малого бизнеса
в России.
С недавнего времени в России большими темпами идет развитие малого бизнеса. Этот показатель является важным и играет неотъемлемую роль в развитии рыночной экономики. Становление и укрепление института частной собственности, формирование слоя частных собственников - одно из ключевых условий, без которых последовательное движение к рынку невозможно. Именно динамично расширяющее свою сферу малое и среднее предпринимательство с доминированием частного сектора должно способствовать формированию конкурентной среды: создавать новые предприятия, новые рабочие места, смягчая тем самым социальную напряженность при усиливающейся безработице. Как показало время, малое предпринимательство постепенно начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. Процесс создания в России малых предприятий начался в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг., но в последующие годы их число существенно не изменилось. Если в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002 г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике.6
Эти показатели
ниже уровня развитых зарубежных стран
в 5-6 раз, а следовательно, в Российской
Федерации далеко не использован имеющийся
огромный потенциал для развития малого
бизнеса. Реализация этого потенциала
возможна только в том случае, если в нашей
стране будут созданы благоприятные условия,
в том числе оказана государственная поддержка
для развития малого бизнеса. По данным
итогам первого полугодия 2010 года по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года
по всем показателям развития малого предпринимательства,
за исключением оборота малых предприятий,
отмечается негативная динамика. Такой
вывод делается в докладе Национального
института системных исследований проблем
предпринимательства.7
В настоящее
время вопрос развития сети малых
предприятий включен как один
из важнейших в программу
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Удельный
вес малых предприятий в
- численностью
малых предприятий и
- вкладом малых
предприятий в создание
- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
- ростом численности
на малых предприятиях
- насыщением
рынка потребительскими
- навыками дееспособных
граждан в создании
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,
объем
и структуру локального спроса, поэтому
именно он должен стать основным фактором
оптимизации структуры региональной экономики.
В первом
полугодии 2011 г. количество субъектов
малого предпринимательства в Самаре
составило 30 тыс. 144 единицы, что на 0,6%
больше аналогичного показателя 1 полугодия
2010 г. Оборот малых предприятий за
6 месяцев текущего года составил 63,5
млрд руб., сообщает пресс-служба горадминистрации.
Напомним, что в областной столице
реализуется Целевая программа
поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства городского
округа Самара на 2008-2012 г.г. По прогнозам
городского Департамента экономического
развития, к концу текущего года количество
субъектов малого предпринимательства
составит 31,2 тыс. При этом среднесписочная
численность работающих на малых предприятиях
Самары (без учета микропредприятий) составит
58,6 тыс. человек.8
2.2 Основные проблемы малого бизнеса.
Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. То есть создание широкого нового сектора народного хозяйства. В течение десятилетий такой сектор в России существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов, регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Нет надлежащего учета результатов деятельности малых предприятий работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще
одна важная проблема -
кадры. Часто говорят, что предпринимателем
надо родиться. Против этого трудно возразить,
но нельзя не считаться, во-первых, с тем,
что предпринимателей все же меньше, чем
реально нужно обществу, во-вторых, что
и им требуется приобрести определенный
объем знаний. Между тем с обучением кадров
для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Круг
не простых проблем связан и с
социальной защитой предпринимательской
деятельности. Известно, что ранее
существовавшая на основе распределения
общественных фондов система социальных
гарантий и социального обеспечения
в условиях нынешнего переходного
периода оказалась практически
подорванной. Требуется, по сути, строить
эту систему заново по отношению
ко всему обществу и по отношению к предпринимателям.9
Общеизвестно,
что снижение доходов населения
привело к значительному
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование
конкурентных, цивилизованных рыночных
отношений, способствующих
- расширение
ассортимента и повышение
- приближение
производства товаров и услуг
к конкретным потребителям; содействие
структурной перестройке
- привлечение
личных средств населения для
развития производства. Партнеры
в малых предприятиях
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более
эффективное использование
- вовлечение
в трудовую деятельность
Информация о работе Малый бизнес и его значение для развития экономики