Малый бизнес и его значение для развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – анализ влияния малого бизнеса на развитие экономики, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. Экономический интерес предприимчивых людей активно содействовал прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития….5
1.1 Этапы развития малого бизнеса……………………………………….5
1.2 Виды малых предприятий……………………………………………...7
1.3 Особенности и функции малого предприятия……………………….10
2. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решений…………...15
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России…....15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса………………………………....17
2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями………………………………………………………....20
3. Анализ функционирования малого предприятия ООО «Весна»…..27
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро.docx

— 231.68 Кб (Скачать)

- формирование  социального слоя собственников,  владельцев предприятий (фирм, компаний);

- активизация  научно-технического прогресса;

- освоение  и использование местных источников  сырья и отходов крупных производств;

- содействие  деятельности крупных предприятий  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих  производств;

- освобождение  государства от низко рентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа.

Все эти  и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики. Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. 

2.3 Основные направления отношений государства с малыми предприятиями. 

В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий). Малые  предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью - в соответствии установленным нормативом.10

В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых — прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

Для ведения  бизнеса малым предприятиям требуются  финансовые ресурсы, как на текущую  деятельность, так и на развитие или модернизацию производства. При этом возможность привлечь финансовые ресурсы путем получения банковского кредита или привлечения средств акционеров, размещения на фондовом рынке акций или облигаций компании у малых предприятий отсутствует. Это связано с тем, что малые предприятия не могут предоставить достаточный для банка-кредитора залог или гарантию, а показатели финансово-хозяйственной деятельности не удовлетворяют требованиям банка. Как правило, процентная ставка по банковскому кредиту для малых предприятий непомерно высока, а срок кредитования очень мал. Выход малого предприятия на фондовый рынок и проведение эмиссии вообще представляется бесперспективным. В этом случае малому предприятию специализированными структурами может быть оказан один из видов финансовой поддержки. Как правило, финансирующие структуры заранее информируют своих потенциальных заявителей о требованиях, предъявляемых к проектам, претендующим на различные виды поддержки. Однако вполне реальной является ситуация, когда заявитель, обратившийся за одним видом поддержки, после экспертизы проекта получает поддержку другого вида.

Льготный  кредит. По кредитному договору кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и проценты за ее использование. 

Кредит  можно классифицировать по следующим признакам:

1)цель использования - целевой и нецелевой; 

2)сроки - кратко-, средне-, долгосрочный и инвестиционный; 

3)обеспеченность - обеспеченный и бланковый; 

4)вид процентной ставки - плавающая, фиксированная, простая, сложная; 

5)форма погашения - одной суммой, равными долями через равные промежутки времени,  

6)непропорциональными долями во взаимосогласованные сроки; 

7)число использований - разовые и возобновляемые; 

8)форма предоставления - срочный кредит, кредитная линия, овердрафтный кредит.  

Кредит  выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекта ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования. Основными направлениями кредитования являются:

  • финансирование основного капитала (оборудование, производственные помещения и т. д.); 
  • финансирование оборотного капитала (сырье, материалы, комплектующие и т. д.).  

В зависимости от срока  различают:

краткосрочный (до 3-х месяцев) и среднесрочный кредит (до 1 года) - преимущественно направляется на пополнение оборотных средств, реализацию экспортных контрактов и приобретение импортной продукции с целью дальнейшего использования в процессе производства;

долгосрочный (1 год и более) и инвестиционный (от 3 лет) кредит - предоставляется для финансирования основных фондов, организацию и модернизацию производства.

В зависимости от реального  обеспечения кредиты  подразделяются на следующие  группы:

  • обеспеченные кредиты - кредиты, которые имеют обеспечение в виде ликвидного залога, реальная стоимость которого превышает кредитную задолженность не менее чем на 25%, или которые имеют гарантию правительства России или надежную банковскую гарантию;
  • необеспеченные кредиты - кредиты, которые не имеют обеспечения или по которым реальная стоимость обеспечения составляет менее 50% суммы кредитной задолженности.

В зависимости от метода предоставления различают:

1. Срочный кредит - это кредит, который предоставляется полностью в начале срока. Поэтому процент по такому кредиту начисляется из расчета всей суммы, а основная сумма погашается периодическими взносами или единовременным платежом в конце срока.

2. Овердрафт - это бессрочный кредит, при котором компания может получить кредит по первому требованию под процент в соответствии с условиями договора, превышающий базовую ставку и рассчитываемый ежедневно.

3. Кредитная линия  - это обязательство банка предоставить оговоренную в договоре сумму по требованию заемщика в течение определенного периода времени. Основное отличие кредитной линии от овердрафта в том, что кредитную линию открывают на определенный период времени, в то время как овердрафт является бессрочным кредитом (может быть истребован заемщиком по мере необходимости).11

В целях  развития малого предпринимательства  как важнейшей сферы российской экономики, повышения обеспеченности инвестиционными ресурсами малых  предприятий и реализации механизма  взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году в нашем государстве  был издан Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которым поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области. В соответствии с данным правовым актом в России государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:12

- формирование  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства;

- создание  льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление  упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности;

- поддержка  внешнеэкономической деятельности  субъектов малого предпринимательства,  включая содействие развитию  их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

- организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий. 

Государство проблемы малого бизнеса не оставило без внимания и при составлении  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Цель разработки данной Концепции - определение путей  и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого  повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного  развития экономики, укрепления позиций  России в мировом сообществе. Указанная  Концепция предполагает реализацию следующих мер по отношению к малому бизнесу13:

- поддержка  образования новых компаний и  новых видов бизнеса, основывающихся  на инновациях, стимулирование развития  малого бизнеса;

- снижение  инвестиционных и предпринимательских  рисков за счет защиты прав  собственности и повышения предсказуемости  экономической политики государства,  обеспечения макроэкономической  стабильности, развития финансовых  институтов;

- улучшение  условий доступа организаций  к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и  других институтов, обеспечивающих  трансформацию сбережений в капитал;

- повышение  договороспособности организаций  и прозрачности ведения бизнеса,  развитие самоорганизации предпринимательского  сообщества;

- обеспечение  высокого качества государственного  администрирования в сфере экономики;

- содействие  развитию малого и среднего  бизнеса в целом.

В рамках реализации содействия развитию малого бизнеса государство планирует  осуществить ряд мер институционального характера. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий  в рамках технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий  доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных  и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими  мероприятиями, ужесточение санкций  в отношении сотрудников контрольных  и надзорных органов, допускающих  нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов  проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

Информация о работе Малый бизнес и его значение для развития экономики