Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор: n*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I 2
1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 2
1.1 Этапы развития малого бизнеса. 2
1.2 Основные проблемы малого бизнеса 2
1.3 Виды малых предприятий 2
1.4 Роль малых предприятий в экономике России 2
ГЛАВА II 2
2. Методологические аспекты деятельности малых предприятий. 2
2.1 Анализ деловой активности малых предприятий. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

Курсовой. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

                           
 
 
 
 
 
 

                                                                   Таблица 3

Предприятия 1.01.97 г. Кол-во % 1.01.98 г. Кол-во % 1.01.99 г. Кол-во % 1.01.00 г. Кол-во %
Всего 841,7 100 861,1 100 868 100 890,6 100
В том числе: Промышленные 131,47 15,62 135,2 15,7 136,1 15,7 140 15,72
Строительные 139,22 16,54 136,1 15,8 137,5 15,8 141,61 15,9
Торговли  и общепита 358,96 42,65 386,3 44,5 386,1 44,5 420,36 47,2
Коммерческие 35,6 4,23 34,4 4 35,2 4 34,73 3,9
Науки и научного обслуживания 46,71 5,55 38,74 4,5 38,8 4,5 36,51 4,1

Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в            1997 - 2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП).22 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4

Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1999г.23

Экономические районы Количество  предприятий тыс. ед. %, к общему  числу
Российская Федерация 890,6 100,0
Северный 21,3 2,4
Северо-западный, 126,6 14,2
в том  числе  г. Санкт-Петербург 115,01 12,9
Центральный, 275,4 30,9
в том  числе   г. Москва 180,3 20,2
Волго-вятский 29,0 3,3
Центрально-чернозёмный 28,9 3,2
Поволжский 88,1 9,9
Северо-Кавказский 69,5 7,8
Уральский 93,9 10,5
Западно-Сибирский 74,7 8,4
Восточно-Сибирский 35,2 4,0
Дальневосточный 38,2 4,3
Калининградская область 9,8 1,1

Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5  График распределения  количества МП в зависимости от регионов России на 1000 жителей.25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

     В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

     Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

     Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

     Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. «Комсомольская  правда» 27 января 2000г.
  2. «Общество и экономика»  № 9-10, 11-12, 1996г.
  3. А.С. Пелиха Экономика предприятия -2002г.
  4. Д. Менделюк  Бизнес журнал №9, 2002г.
  5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. -М.:"Банки и биржи", 1998г.
  6. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики №7, 1996г.
  7. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000г.
  8. "Экономическая газета" № 20, 2003г.
  9. «Бизнес для всех» № 10, 2002г.
  10. "Финансовая Россия" №2, № 27, №30, 2002г.
  11. "Экономическая газета" № 20, 2003г.
  12. "Российская газета" № 30, 2002г.
  13. «Экономика и Жизнь» №17, 19, 25, 2002г.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике