Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор: n*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I 2
1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 2
1.1 Этапы развития малого бизнеса. 2
1.2 Основные проблемы малого бизнеса 2
1.3 Виды малых предприятий 2
1.4 Роль малых предприятий в экономике России 2
ГЛАВА II 2
2. Методологические аспекты деятельности малых предприятий. 2
2.1 Анализ деловой активности малых предприятий. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

Курсовой. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

      Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.

    Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

    Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и в государственном  секторе.

    В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое связывает предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

    В-четвертых, неотработанность организационных  и правовых основ для регулирования  развития бизнеса на региональном уровне.

    В-пятых, слабость государственной поддержки  малого бизнеса.

 

ГЛАВА II

2. Методологические  аспекты деятельности  малых предприятий.

2.1 Анализ деловой активности малых  предприятий.3

      Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

      На  начало реформ пришелся мощный рывок  людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

      К началу 2000 года число малых предприятий  составило порядка 891 тысячи, приблизившись  к отметке 1994 года. Следует учесть, что начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий  к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек. 
    Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

   О динамике изменения количества  малых предприятий и их отраслевой  структуры за последние годы  свидетельствуют данные Госкомстата  России (таблица 3)4.    

      Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 1999г. (таблица 4)5.

      По  состоянию на 1 января 1999г. треть  от общего количества малых предприятий  концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия  наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.

  Анализируя таблицу 4, можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

  В таблицах приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.

     Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1% (в 1998г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

    По сравнению с 1998г. годом среднесписочная численность работников всех малых предприятий в 1999г. уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям экономики характеризуется данными,  представленными в таблице 5.                                                                                                             

          Таблица 5

Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1999 г.6

  1999г.

тыс. человек

в  % к итогу в % к 1998г.  
Всего 6207,8 100,0 95,3
Промышленность 1357,6 21,9 90,8
Сельское  хозяйство 138,7 2,2 87,7
Транспорт 177,3 2,9 81,4
Строительство 1344,9 21,7 85,7
Торговля  и общественное питание 2202,9 35,5 106,6
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 193,6 3,1 118,8
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 92,3 1,5 76,5
Наука и научное обслуживание 146,3 2,4 83,9
 

      В 1999 г. среднемесячная заработная плата  всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.

    В 1999 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ,  услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7%  выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1998 г. на 13,6%.

    По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ (26,1%).

      Динамика  числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует  о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ. Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

      В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 - 23 МП соответственно.

      Не  менее высок разрыв в уровнях  развития МБ, измеряемых другим и показателями. В России доля МП в общем, числе  предприятий составляет 29%. В странах  ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% (таблица 6).

Таблица 67

Интегрированные показатели, характеризующие состояние  малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:

Страны Кол-во МСП

(тыс.)

Кол-во МСП

на 1000

жителей

Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11

      Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек. Однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

      Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч. В  целом, уровень развития сектора  МБ в России явно недостаточен с  точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.

      За  прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

      Статистическая  справка:

      Достигнутый уровень развития малого предпринимательства  наглядно отражают данные государственной  статистики. К началу 2000 года число  малых предприятий составило  порядка 891 тысячи, приблизившись к  отметке 1994 года (рис. 1). Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 Число малых предприятий в Российской Федерации.8 

      Общее число постоянно работающих на малых  предприятиях к началу 2000 года составило  порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (рис. 2). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.9 

До настоящего времени сохраняется неравномерность  распределения малых предприятий  по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (рис. 3).10 Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике