Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор: n*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I 2
1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 2
1.1 Этапы развития малого бизнеса. 2
1.2 Основные проблемы малого бизнеса 2
1.3 Виды малых предприятий 2
1.4 Роль малых предприятий в экономике России 2
ГЛАВА II 2
2. Методологические аспекты деятельности малых предприятий. 2
2.1 Анализ деловой активности малых предприятий. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

Курсовой. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Малый  бизнес и его роль в рыночной экономике» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                   

                                                                    

                                                                    Выполнил: Синенко К.Д.

                                                           Группа: МФЗ – 201

                                                                        Проверил: Лаврентьев А.С.

                                   

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010/11 уч.год

 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

    

ВВЕДЕНИЕ.

    Малый бизнес России —  вопрос не мелкий.

    Нельзя  давать «малышей»  в обиду.1

      «Скорее живой, чем мертвый» - эта известная поговорка вполне применима к современному положению малого бизнеса в нашей стране.

    Россия  переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?

    Во  многих развитых странах это самая активная часть населения, которая, делая свой бизнес аккуратно, пополняет государственную казну. А у нас при слове «предприниматель» возникает одна ассоциация - навьюченные тюками «челноки». А лозунг «Поддержим российского производителя» к ним абсолютно не относится. Эти ребята в основном поддерживают турецкого и китайского производителей, а все потому, что выгодно и им, и иностранцам. Да и налоги в этих странах божеские, точнее, в пять раз ниже наших. Что же, мы настолько отсталая страна, чтобы пополнять заморскую казну? Пока так и получается, все оттого, что законно делать свой бизнес в России невыгодно. На данный момент наши предприниматели тянут на себе четыре десятка налогов.

    Прежняя государственная экономическая  политика фактически уничтожила один из важнейших секторов рыночной экономики - малое и среднее предпринимательство.

    Если  бы только налоги... Как быть с государственным  «рэкетом», который мешает развитию бизнеса? В сравнительно благополучной Москве на открытие, например, химчистки, требуется до 600 дней! Зарегистрировались? Но и после этого около 40 чиновничьих структур могут вас проверить и приостановить, оштрафовать, закрыть. Абсурд? Значит, нужен новый закон - «О свободе предпринимательства».

    Как утверждают многие предприниматели, есть целые регионы, где для начала дела надо идти к преступному «авторитету» и только потом к губернатору. При этом чисто криминальные отрасли (торговля оружием, наркотиками) развиты в России не более чем в других странах. Значит, у нашей организованной преступности должны быть другие источники. И они видны невооруженным глазом - это мощнейшая теневая экономика. Закрытые опросы в одном из районов Тольятти выявили 98% теневого оборота! Откуда взялся такой громадный теневой оборот в России? Может, опять менталитет мешает? Но почему те же россияне, став западными бизнесменами, чтят закон?

    На  старте реформ в 1992-1993 гг., когда нашим  предпринимателям установили рекордные налоги в 50% от валового внутреннего продукта (ВВП), они даже попытались их платить. Но вскоре многие сообразили - и либо ушли, либо начали наращивать теневой оборот, доведя его постепенно от 30 до 50% и даже до 90%. Однако природа не терпит пустоты. Налоги с теневого оборота и есть мощнейшая финансовая база криминального мира. И в теории, и на практике эта проблема не может быть решена без кардинального сокращения налогового бремени. Большинство предпринимателей готовы выйти из тени - головная боль и внутренние издержки от тройной бухгалтерии им надоели.

    Именно  поэтому возникло общероссийское общественное политическое движение «Развитие предпринимательства», участники которого в составе новой Думы запланировали ряд законопроектов. К действующим федеральным законам. Если они будут приняты, тогда-то российский производитель развернется! Предпринимателям крайне необходима поддержка в Государственной Думе.

    Президент также обещает не давать «малышей»  в обиду. Именно так заявил В. В. Путин, приняв участие во Всероссийской конференции представителей малых предприятий. Тем самым он дал понять, что бизнес России - вопрос для него отнюдь не мелкий: ведь сегодня таких предприятий в стране 890 тысяч, а трудятся там более 7,5 млн. россиян.

    «Невозможно защититься как от бандитского рэкета, так и чиновничьего произвола», «опасно  давит на них фискальный пресс, бюрократические сложности», - констатировал В. В. Путин. И перечислил целый ряд контрмер. Это и создание более эффективной судебной системы, для чего будет увеличено на 2 тысячи число арбитражных судей; и стимулирование банков к выдаче кредитов тем, кто хочет открыть свое дело; и передача малым фирмам бесхозных помещений, военного имущества; и щадящий режим на старте. Чтобы исключить чудовищный произвол чиновников, проверяющих малые предприятия, В. В. Путин предложил создать специальное министерство контроля. Хотя сегодня недостатка в контролирующих организациях нет - работал бы закон.

    В очередной раз защитить интересы малого бизнеса решили и московские городские власти, которые являются инициаторами многих прогрессивных идей в этой области. Плановые проверки деятельности малых предприятий, расположенных на территории первопрестольной, теперь будут проводиться в два раза реже.

    До  недавнего времени подобные инспекции  малых предприятий, в которых участвовали все уполномоченные органы надзора и контроля - санэпидемстанция, пожарная охрана и др., - могли осуществляться два раза в год, а фактически значительно чаще. Теперь эта периодичность комплексных проверок оставлена только для фирм, чьи услуги или продукция напрямую связаны с жизнью и здоровьем москвичей, например, предприятия общепита, медицинские центры, частные производители продуктов питания и т. д. Остальные же малые предприятия Москвы будут подвергаться плановому контролю лишь один раз в год. При этом так называемые проверки «по сигналу» по-прежнему станут проводить сразу по получении информации о некачественной деятельности или продукции той или иной фирмы.

    Примечательно, что штрафы, накладываемые при  обнаруженных нарушениях на столичных предпринимателей, отныне будут перечисляться не на счета контролирующих органов, как это было раньше, а непосредственно в городскую казну.

    Все вышеперечисленное позволяет наконец, надеяться, что так необходимому государству российскому малому бизнесу, которому сегодня вполне соответствует известная поговорка «скорее живой, чем мертвый», будет включен зеленый свет. А дееспособному многомиллионному населению нашей страны этот вид бизнеса необходим как воздух не только для выживания и раскрепощения, но и для своего материального процветания, морального самоутверждения и самореализации.

    Россия  располагает всеми возможностями  для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большинство своих граждан. Многое необходимо делать прямо сегодня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.

    В пользу эффективности этих фирм говорит  тот факт, что на 1$

    затрат  они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых  технологий,  остальные 90%  внедряют малые предприятия  и независимые изобретатели. 
 
 
 

ГЛАВА I

1 Необходимость развития  малого бизнеса  в   России, его  характеристика.

1.1 Этапы развития малого бизнеса. 

    Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

  В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

    В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем, количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

    Расширение  масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 500 занятых).

    В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

  Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

   Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

      Третий  этап (1989-1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

       Для  четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

    1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике