Автор: n*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов, засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I 2
1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 2
1.1 Этапы развития малого бизнеса. 2
1.2 Основные проблемы малого бизнеса 2
1.3 Виды малых предприятий 2
1.4 Роль малых предприятий в экономике России 2
ГЛАВА II 2
2. Методологические аспекты деятельности малых предприятий. 2
2.1 Анализ деловой активности малых предприятий. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2
Развитие
малого предпринимательства
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор
малого бизнеса наиболее динамично
осваивает новые виды продукции
и экономические ниши, развивается
в отраслях, непривлекательных для
крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими
особенностями малых
Присущие
малому предпринимательству гибкость
и высокая приспособляемость
к изменчивости рыночной конъюнктуры
способствуют стабилизации макроэкономических
процессов в стране. Однако этому
сектору свойственны
Таблица 2
Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа | Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения | Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г. |
РФ | 611,7 | 29,7 |
Центральный | 905,9 | 63,2 |
Северо-Западный | 928,5 | 76,2 |
Южный | 397,7 | 18,1 |
Приволжский | 469,3 | 56,6 |
Уральский | 452,1 | 4,0 |
Сибирский | 448,3 | -38,7 |
Дальневосточный | 498,7 | -74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью.
Малые
предприятия, как правило, появляются
при необходимости изготовления
небольших партий продукции с
постоянно обновляемой
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.
Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, малые предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Например, в США, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.
Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия - сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая группа - это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап - это период поздней перестройки, период так называемой «приватизации», когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями - чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй этап - это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия. В дальнейшем оказалось что, подавляющая часть этих малых предприятий, в течение первых двух лет своего существования закрываются, однако оставшаяся часть становится полностью самостоятельными, и фактически являются серьезными конкурентами материнским предприятиям.
Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса, поднимет крупную промышленность, - и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой. В дальнейшем можно будет уже ставить вопрос о необходимости стыковки малого и крупного бизнеса в определенной отрасли. При этом хотелось бы отметить, что формирование таких взаимоотношений является оптимальным только в условиях развитого рынка.
Особая роль малого бизнеса в экономике России
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике