Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен, Дж. Хикс и др.

Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие. США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………….. 3
2.1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса………... 4
2.1.1. Детерминанты совокупного спроса. Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса……………………………………….
6
2.2. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения…………………………………………………………….
12
2.2.1. Детерминанты совокупного предложения. Факторы, влияющие на изменение совокупного предложения.
14
3. Понятие Кейнсианского мультипликатора, его сущность. История появления концепции мультипликатора……………………………...
18
3.1. Факторы, влияющие на величину мультипликатора………………... 21
3.2. Гипотеза об отрицательном мультипликаторе………………………. 24
3.3. Долгосрочный кейнсианский мультипликатор…………………….... 25
4. Модель Хикса-Хансена. Кривая IS………………………………….... 26
4.1. Определение совокупного спроса с помощью модели IS-LM……… 29
5. Заключение……………………………………………………………... 32
6. Список использованной литературы…………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по эк. теории (мой).doc

— 367.00 Кб (Скачать)

       Доступность внутренних ресурсов. Рост предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, а следовательно, и издержки производства на единицу продукции; в результате — кривая совокупного предложения смещается вправо. На каждом конкретном уровне цен все компании вместе будут производить и предлагать для продажи больше реального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к росту цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

       Рассмотрим каким образом большая или меньшая доступность таких ресурсов, как земля, рабочая сила, капитал и предпринимательская способность, может воздействовать на кривую совокупного предложения и смешать ее.

       1. Земля. Доступных для использования земельных ресурсов может стать больше благодаря открытию новых месторождений полезных ископаемых, орошению, техническим новшествам, которые позволяют превратить то, что прежде не было «ресурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к сокращению затрат (цены) на землю и тем самым к снижению издержек производства на единицу продукции.

       2. Труд. Около 75% производственных издержек предпринимательского сектора составляет заработная плата рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях изменения размера заработной платы оказывают существенное влияние на величину издержек на единицу продукции и положение кривой совокупного предложения. Увеличение численности доступных трудовых ресурсов приводит к снижению цены на рабочую силу, а уменьшение их численности — к повышению этой цены.

       3.  Капитал.   Совокупное предложение обычно возрастает, когда общество наращивает запасы капитала. Накопление капитала происходит в том случае, если общество откладывает большую часть своего дохода в качестве сбережений и затем направляет эти сбережения на покупку инвестиционных товаров. Улучшение качества капитала в не меньшей степени способствует снижению издержек производства и увеличению совокупного предложения. Так, со временем фирмы избавляются от низкокачественного оборудования и заменяют его новым, более совершенным. И наоборот, совокупное предложение сокращается, если уменьшается объем и ухудшается качество накопленного капитала страны.

       4. Предпринимательская  способность.  Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяется, и поэтому кривая совокупного предложения смещается, например, под воздействием средств массовой информации,  которые в последнее время усиленно привлекают внимание к персонам, которые нажили состояние и достигли больших успехов благодаря своей предприимчивости, вследствие чего число людей, проникнутых духом предпринимательства, вполне возможно, существенно возрастет. И если это случится, то кривая совокупного предложения может сместиться вправо.

       Цены  на импортные ресурсы. Ресурсы, независимо от того, внутренние они или импортные, увеличивают производственные возможности экономики. В общем, снижение цен на импортные ресурсы обычно способствует увеличению совокупного предложения внутри страны; рост цен на эти ресурсы сокращает совокупное предложение.

       Господство  на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке, или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке — это возможность устанавливать цены выше конкурентных. Убедительными примерами могут служить возникновение и крах рыночной монополии стран ОПЕК в течение последних 30 лет. Десятикратный рост цен на нефть, которого сумели добиться страны ОПЕК в 70-х годах, затронул и американскую экономику, взвинтил издержки производства на единицу продукции и сдвинул кривую совокупного предложения в США влево. Но последующее существенное ослабление господства на рынке стран ОПЕК в середине 80-х годов повлекло за собой снижение издержек производства и транспортировки продукции и, как прямое следствие, увеличение американского совокупного предложения.

       Производительность. Производительность - это отношение реального объема национального производства к количеству использованных в нем ресурсов. Другими словами, производительность - это показатель среднего реального объема производства, или реальный объем производства в расчете на единицу затрат: 

       Производительность = Реальный объем производства

                                       Совокупные затраты 

       Более высокая производительность означает, что из имеющегося объема ресурсов (затрат) экономика способна получить больший объем реального продукта.

       Повышение производительности, означающее сокращение издержек на единицу продукции, смещает  кривую совокупного предложения  вправо; и наоборот снижение производительности, которое выражаете в росте  издержек на единицу продукции, смещает  кривую совокупного предложения влево.

       Организационно-правовые нормы.    Изменение организационно-правовых норм, на основе которых действует весь предпринимательский сектор, может: изменить величину издержек на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Такие изменения можно разделить на две категории:

       1) изменение налогов и субсидий;

       2) изменение масштабов регулирования.

       Налоги  и субсидии.    Повышение налогов на бизнес, таких, как налог с оборота, акциз, налог на заработную плату, увеличивает издержки на единицу продукции и сокращает совокупное предложение в не меньшей степени, чем рост заработной платы. Например, увеличение взносов в систему социального обеспечения (налога на заработную плату, взимаемого с нанимателей) повышает производственные издержки и сокращает предложение.

       Государственное регулирование. В большинстве случаев государственное регулирование дорого обходится бизнесу. Исполнение правительственных предписаний увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники дерегулирования экономики исходя из интересов предложения, яростно доказывают, что, способствуя повышению эффективности и уменьшая объем канцелярской работы, присущей масштабному регулированию, дерегулирование снизит производственные издержки на единицу продукции. При этом кривая совокупного предложения сместится вправо. И наоборот, - усиление регулирования приведет к повышению издержек производства и сокращению совокупного предложения. 
 

       3. Понятие Кейнсианского мультипликатора, его сущность. История появления концепции мультипликатора. 

       В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент).

       Эффект  мультипликатора - это эффект положительной  обратной связи. Мультипликатор - это численное выражение полного эффекта изменения целевой переменной в результате изменения факторной переменной3.

       Первым описал мультипликативный процесс отечественный учёный экономист М.И. Туган-Барановский в работе 1919 года «Les Crises industrielles en Angleterre».

       Ещё одним предшественником официального «открытия» мультипликатора был  датский учёный Варминг (Warming). В своих работах 1928, 1929 и 1931 гг. он также раскрыл эффект мультипликатора.

       В большинстве источников в качестве первооткрывателя мультипликатора выступает Ричард Канн (Richrd Kahn) «Отношение внутренних инвестиций к безработице» 1931 года («The Relation of Home Investment to Unemployment»), который показал механизм положительной обратной связи - основу концепции мультипликатора.

       Первоначально эффект мультипликации был показан  на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса.

       Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав  его в показатель, выражающий взаимосвязь  между приростом инвестиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

       Мультипликатор  помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

       Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C+S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению:

                                              

                                                     (1)

       Другое  выражение этой зависимости:

                                        

                                                  (2)

       где – предельная склонность к потреблению.

         Общий эффект мультипликатора  не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор.

       Само  проявление мультипликационного эффекта  предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

       Рассматривая  эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы  из государственного бюджета, в том  числе на общественные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, <это> привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».

       Стимулирующий эффект мультипликатора зависит  от многих факторов. Если увеличиваются  налоги, то величина реального мультипликатора  снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов  «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие