Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен, Дж. Хикс и др.

Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие. США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………….. 3
2.1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса………... 4
2.1.1. Детерминанты совокупного спроса. Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса……………………………………….
6
2.2. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения…………………………………………………………….
12
2.2.1. Детерминанты совокупного предложения. Факторы, влияющие на изменение совокупного предложения.
14
3. Понятие Кейнсианского мультипликатора, его сущность. История появления концепции мультипликатора……………………………...
18
3.1. Факторы, влияющие на величину мультипликатора………………... 21
3.2. Гипотеза об отрицательном мультипликаторе………………………. 24
3.3. Долгосрочный кейнсианский мультипликатор…………………….... 25
4. Модель Хикса-Хансена. Кривая IS………………………………….... 26
4.1. Определение совокупного спроса с помощью модели IS-LM……… 29
5. Заключение……………………………………………………………... 32
6. Список использованной литературы…………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по эк. теории (мой).doc

— 367.00 Кб (Скачать)

       Вывод: более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, сокращает величину спроса, то есть реальный объем произведенного продукта, на который предъявляется спрос.

       Эффект  импортных закупок.

       Импорт и экспорт являются важными компонентами совокупных расходов. Объемы импорта и экспорта зависят, помимо всего прочего, от соотношения цен внутри страны и за границей. Так, если уровень цен в США поднимется по сравнению с ценами за рубежом, американские покупатели будут приобретать больше импортных товаров и меньше отечественных. И весь остальной мир будет покупать меньше американских товаров, что вызовет сокращение американского экспорта. При таких обстоятельствах, повышение уровня цен в США приведет к увеличению американского импорта и сокращению экспорта, то есть к уменьшению чистого экспорта (экспорт минус импорт) в общем объеме расходов на товары американского производства.

       Таким образом, при повышении уровня цен  внутри страны эффект импортных закупок  приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, относительное снижение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном внутреннем спросе. 
 

2.1.1. Детерминанты совокупного спроса. Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса. 

       Изменение уровня цен приводит к сдвигам уровня расходов (рис. 2), что, в свою очередь, изменяет объем реального ВВП, востребованного в экономике. Повышение уровня цен при прочих равных условиях приведет к уменьшению спроса на реальный ВВП, а снижение этого уровня — к увеличению спроса на реальный ВВП. Эти изменения представлены на графике движением от одной точки к другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько из «прочих условий» меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называем детерминантами совокупного спроса; именно они определяют положение кривой совокупного спроса. 

         

        Реальный внутренний продукт, ВВП

       Модель  совокупных расходов (рис. 2) 

       Существуют различия между изменениями величины спроса на реальный внутренний продукт (вызванными изменениями уровня цен) и изменениями совокупного спроса (вызванными изменениями одной или нескольких детерминант совокупного спроса).

       Как показано на рис. 3, увеличение совокупного спроса представлено смещением кривой вправо от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при любом уровне цен реальный объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос, возрастет по сравнению с прежним уровнем.

       Уменьшение  совокупного спроса представлено смещением кривой влево - от AD1, к AD3. Этот сдвиг указывает на то, что люди желают покупать меньше реального продукта, чем прежде, при каждом уровне цен.

       Следует отметить, что показанные на рис. 3 изменения совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые, считались постоянными «при прочих равных условиях». Эти детерминанты совокупного спроса, или факторы изменения совокупного спроса, показаны на рис. 3.  
 
 
 

  

                  Детерминанты  совокупного спроса: факторы, смещающие кривую совокупного спроса.

                  1. Изменения потребительских расходов:

                  а) благосостояние потребителей;

                  б) ожидания потребителей;

                  в) задолженность потребителей;

                  г) налоги.

                  2. Изменения инвестиционных расходов:

                  а) процентные ставки;

                  б) ожидаемые прибыли от инвестиций;

                  в) налоги на бизнес;

                  г) технология;

                  д) избыточные мощности.

                  3. Изменения государственных расходов.

                  4. Изменения расходов на чистый  экспорт:

                  а) национальный доход в зарубежных странах;

                  б) валютные ресурсы.

Реальный Внутренний Продукт, ВВП 

Изменения совокупного спроса (рис. 3) 

       Рассмотрим каждый параметр детально.

       Потребительские расходы. Даже если уровень цен постоянен, американские потребители могут изменить объем купленного реального продукта отечественного производства. В таком случае смешается вся кривая совокупного спроса. Она сдвигается влево от AD1 к AD3, как показано на рис. 3, когда потребители покупают меньше товаров, чем раньше, при каждом возможном уровне цен. И наоборот, кривая смешается вправо от AD1, к AD2, когда потребители приобретают больше товаров при каждом возможном уровне цен.

       Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут повлиять на объем потребительских расходов и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как показано на рис. 3, к таким факторам относятся: благосостояние потребителей, их ожидания, задолженность домохозяйств и налоги.

       Благосостояние  потребителей. Богатство потребителей образуют все виды активов, которыми они владеют: финансовые активы, такие, как акции и облигации, и материальные активы, например, дома, земля. Резкое уменьшение реальной стоимости активов, имеющихся в распоряжении потребителей, побуждает их наращивать сбережения (покупать меньше товаров), с тем, чтобы восстановить свое благосостояние на прежнем уровне. В результате сокращается объем потребительских расходов, что в свою очередь приводит к снижению совокупного спроса, то есть к смешению кривой совокупного спроса влево. В противоположность этому увеличение реальной стоимости богатства потребителей вызывает рост потребительских расходов при любом уровне цен. Таким образом, кривая совокупного спроса смешается вправо.

       В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, эффект реальных наличных средств, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений уровня цен. Напротив, изменения реальной стоимости богатства, о которых здесь идет речь, не зависят от изменения уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя; даже при неизменном уровне цен. А резкое падение реальной стоимости домов и земли уменьшает благосостояние потребителей независимо от того, меняется ли общий уровень цен.

       Ожидания  потребителей.    Изменения потребительских расходов могут быть вызваны ожиданиями потребителей относительно перспектив. Когда люди ожидают увеличения в будущем своего реального дохода, они готовы тратить значительную часть своего нынешнего дохода. Текущие потребительские расходы в подобном случае возрастают (текущие сбережения сокращаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. Вместе тем ожидание уменьшения в будущем реальных доходов ведет к сокращению текущих потребительских расходов, а следовательно, и к смешению кривой совокупного спроса влево.

       Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, поскольку потребители предпочитают делать покупки, не дожидаясь повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем привелeт к уменьшению сегодняшних потребительских расходов. Люди, вероятно, с готовностью пожертвуют частью текущего потребления ради выгод, которые им может принести будущее снижение цен.

         Задолженность домашних хозяйств.   Высокий уровень задолженности, образовавшейся у потребителей в результате прежних займов и покупок в кредит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда потребительская задолженность относительно невелика, текущие потребительские расходы растут, что приводит к увеличению совокупного спроса. Кривая совокупного спроса смешается вправо.

         Налоги.   Снижение ставок индивидуального подоходного налога влечет за собой увеличение дохода, поступающего в распоряжение потребителей, и объема покупок, которые они делают при любом возможном уровне цен. Снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо; увеличение налогов вызывает сокращение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

         Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки инвестиционных товаров, — это вторая детерминанта совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые фирмы готовы приобрести при любом возможном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые фирмы готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Рассмотрим факторы, способные вызвать изменение инвестиционных расходов, которые перечислены на рис. 3.

       Процентные  ставки.   При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае имеется в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует снижению процентной ставки и тем самым увеличению объема капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к повышению процентной ставки и сокращению инвестиций и совокупного спроса.

       Ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистичные прогнозы ожидаемых прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может породить благоприятные ожидания прибылей от возможных инвестиционных проектов. Если же перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных проектов довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции сократятся. Следовательно, уменьшится и совокупный спрос.

       Налоги  на бизнес. Увеличение налогов на бизнес приведет к сокращению посленалоговых прибылей корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит после налоговые прибыли от капиталовложений, подстегнет инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

       Технологии. Новые и усовершенствованные технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым способствуют повышению совокупного спроса. Например, последние достижения в микробиологии и электронике привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей, пригодных для применения новых технологий.

       Избыточные  мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть неиспользуемого наличного капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. При прочих равных условиях у фирм, предприятия которых работают не на полную мощность, нет достаточных стимулов для строительства новых производственных единиц. Если же фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности исчерпаны, они строят новые заводы и покупают больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие