Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен, Дж. Хикс и др.

Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие. США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………….. 3
2.1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса………... 4
2.1.1. Детерминанты совокупного спроса. Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса……………………………………….
6
2.2. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения…………………………………………………………….
12
2.2.1. Детерминанты совокупного предложения. Факторы, влияющие на изменение совокупного предложения.
14
3. Понятие Кейнсианского мультипликатора, его сущность. История появления концепции мультипликатора……………………………...
18
3.1. Факторы, влияющие на величину мультипликатора………………... 21
3.2. Гипотеза об отрицательном мультипликаторе………………………. 24
3.3. Долгосрочный кейнсианский мультипликатор…………………….... 25
4. Модель Хикса-Хансена. Кривая IS………………………………….... 26
4.1. Определение совокупного спроса с помощью модели IS-LM……… 29
5. Заключение……………………………………………………………... 32
6. Список использованной литературы…………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по эк. теории (мой).doc

— 367.00 Кб (Скачать)
 
 

план  
 

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2. Совокупный  спрос и совокупное предложение…………………….. 3
2.1. Понятие совокупного  спроса. Кривая совокупного спроса………... 4
2.1.1. Детерминанты  совокупного спроса. Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса……………………………………….  
6
2.2. Понятие совокупного  предложения. Кривая совокупного предложения…………………………………………………………….  
12
2.2.1. Детерминанты  совокупного предложения. Факторы, влияющие на изменение совокупного  предложения.  
14
3. Понятие Кейнсианского мультипликатора, его сущность. История появления концепции мультипликатора……………………………...  
18
3.1. Факторы, влияющие на величину мультипликатора………………... 21
3.2. Гипотеза об отрицательном мультипликаторе………………………. 24
3.3. Долгосрочный  кейнсианский мультипликатор…………………….... 25
4. Модель Хикса-Хансена. Кривая IS………………………………….... 26
4.1. Определение совокупного  спроса с помощью модели IS-LM……… 29
5. Заключение……………………………………………………………... 32
6. Список использованной литературы…………………………………. 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ 

       Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные  ответы. Мечтой любого правительства  является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен, Дж. Хикс и др.

       Макроэкономическое  равновесие являет собой загадку, решение  которой оказало бы грандиозный  эффект на всё наше понимание экономики  как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились  бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие. США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.  
В связи с глобализацией мировой экономики и всё более тесной интеграцией национальных хозяйств вопрос о том, как развиваться наиболее эффективно остается открытым.

       В данной работе я предлагаю изложение  основных теорий макроэкономического  равновесия (на примере такого развитого государства как США), которые получили наибольшее признание в мире экономистов.

       Цель  курсовой работы состоит в анализе  основных теорий и моделей макроэкономического  равновесия.

       Задачи  курсовой работы:

       - исследование теорий и моделей макроэкономического равновесия путем разбиения каждой модели на составляющие элементы;

       - детальное рассмотрение детерминант, влияющих на эти составляющие элементы;

       Методы  исследования:

       - диалектический;

       - материалистический;

       - абстракции (процесс сбора нужных  фактов, предполагает абстрагирование  от реальности);

       - допущения при прочих равных  условиях;

       -  макроуровень экономического анализа;

       - графическое изображение.

       Эта работа не претендует на абсолютную безгрешность, но, основываясь на фактах прошлого, мы можем предположить, что нас ожидает в будущем. 
 

2. Совокупный спрос и совокупное предложение 

       Ключевыми обобщающими показателями, характеризующими выпуск, инфляцию, рост, роль политики, являются совокупный спрос и совокупное предложение.

       Уровень выпуска и уровень цен определяются взаимоотношением совокупного спроса и совокупного предложения. В  некоторых условиях занятость зависит только от совокупных расходов или совокупного спроса. В других случаях ограничения со стороны предложения столь же важны при формировании политики и привлекают особое внимание. С 30-х до конца 60-х гг. макроэкономическая политика была в значительной степени ориентирована на проблемы спроса.

       Но  в последнее время внимание переместилось, и проблемы совокупного предложения  и экономическая теория предложения  стали более значимыми. Этот сдвиг  во внимании и интересе, без сомнения, был спровоцирован проблемами слишком медленного роста и высокой инфляции, переживаемыми индустриальными странами в 70-х гг.

       Каковы  взаимосвязи между совокупным спросом  и совокупным предложением, выпуском или занятостью и ценами? Совокупный спрос отражает взаимоотношение между расходами на товары и услуги и уровнем цен. Если выпуск не ограничен сверху, то увеличение расходов, или рост совокупного спроса, приведен к росту выпуска и занятости без сколь-либо существенного воздействия на цены. Например, при этих условиях в 30-е гг. во время великой депрессии была бы, конечно, полезна политика стимулирования совокупного спроса для увеличения объемов выпуска.

       Но  если экономика находится в состоянии  близком к полной занятости, увеличение совокупного спроса скажется в первую очередь на росте цен или инфляции. Тогда необходимо оценить экономику со стороны совокупного предложения. Кривая совокупного предложения определяет взаимосвязи между объектами выпуска, который обеспечивает фирмы, и уровнем цен. Фактор предложения не только помогает нам понять, насколько успешным будет влияние расширение спроса  на увеличение выпуска и занятости, но и имеет свою собственную роль. Колебания предложения, или шоки предложения, могут снизить выпуск и привести  к росту цен, как произошло в 70-х гг., когда резко возросла цена нефти. И, наоборот, политика, направленная на повышение производительности и, следовательно, уровня совокупного предложения, при данном уровне цен, может снизить инфляционное давление.

       Итак, рассмотрим более детально данные показатели. 

       2.1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. 

       Совокупный  спрос – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т. е. реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВВП, который приобретут покупатели. И наоборот, объем ВВП, на который предъявлен спрос, находятся в обратной, или отрицательной, зависимости друг от друга.

       Кривая  совокупного спроса

       Обратная  зависимость между уровнем цен  и реальным объемом ВВП отчетливо  выражена на рис. 1, где представлена нисходящая кривая совокупного спроса АD, т.е. такая же по характеру, как и кривая спроса на отдельный товар. 

 
 
 
 
 
 
 
 

Уровень

    цен 
 
 
 
 
 
 

               О

                                     (рис. 1) 1  Реальный внутренний продукт, ВВП  

       Почему  кривая нисходящая? Нисходящий характер этой кривой определяется иными причинами, нежели характер кривой спроса на отдельный товар, который объясняется эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) номинальный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Кроме того, когда цена падает, потребитель стремится приобрести большее количество данного товара, потому что  он становится  относительно дешевле других товаров (эффект замещения).

       Но  это объяснение не применимо к агрегированным показателям. На рис. 1 при движении вниз по кривой совокупного спроса все цены в целом падают. Но если вспомнить модель кругооборота, когда более высокие цены на товары и услуги вернутся к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов – зарплаты, ренты, процентов и прибыли, то увеличение уровня цен не обязательно означает сокращение  номинального дохода в экономике в целом.

       Таким образом, снижение уровня цен не обязательно  вызывает эффект дохода (покупается больше продуктов, потому что снижение цен  позволяет сохранить на руках у людей больше реального дохода).

       Аналогичным образом на данном рисунке цены в  общем снижаются по мере движения по кривой совокупного спроса вниз, поэтому основания для эффекта  замещения (один товар становится дешевле  по сравнению со всеми другими товарами) в данном случае отсутствуют. Поэтому настоящего эффекта замещения не возникает, если уровень цен в целом падает.

       Нисходящий характер кривой совокупного спроса нельзя объяснить эффектами замещения и доходов. Причины кроются в следующих трех факторах.

       Эффект  богатства. Первой причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, служит эффект богатства. При более высоком уровне цен  снижается реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов общества, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации. В результате такого падения покупательной способности этих активов население становится беднее в реальном выражении и, следовательно, начинает экономить на расходах. Домохозяйство, возможно, приобрело бы новый автомобиль или парусную лодку, если бы покупательная способность его чистых финансовых активов составляла, скажем, 50 тыс. долларов. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов до 30 тыс. долларов, семья, скорее всего, отложит свою покупку.

       И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, богатства человека возрастает, и он увеличивает свои расходы.

       Эффект  процентной ставки. Он предполагает, что нисходящий характер кривой совокупного спроса определяется воздействием  изменения уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Вместе с ростом уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок в свою очередь приводит к сокращению определенных категорий потребительских расходов и инвестиций.

       Эту мысль можно развить. Кривая совокупного  спроса строится на допущении, что объем  денежной массы (предложение денег) в экономике остается неизменным. Когда уровень цен повышается, потребителям требуется больше денег для покупок, а предпринимателям - для выплаты зарплаты и приобретения других необходимых ресурсов. Короче говоря, более высокий уровень цен повышает спрос на деньги.

       При неизменном предложении денег увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенные виды расходов, чувствительные к изменению этого фактора. Фирма, ожидающая 10%-ной отдачи от потенциальной покупки инвестиционных товаров, сочтет это приобретение выгодным, если процентная ставка составит, к примеру, не более 7% . Но покупка не принесет прибыли и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, например, до 12% . Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие