Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций

Описание работы

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Лекции Эконом Теор..doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Как показывает опыт государственного регулирования в развитых странах, наиболее глубокое вмешательство государства в экономические процессы осуществляется в странах Западной Европы (Франции, Германии, скандинавских странах), Японии, ряде стран Азии и Латинской Америки. Несколько слабее государственное регулирование экономики развито в США, Канаде и Австралии. Это объясняется тем, что здесь несколько иная социально-экономическая ситуация. Например, в отличие от Европы, здесь не было таких потрясений в социальной и экономической сферах, которые были вызваны последствиями второй мировой войны. Одновременно в этих странах частный капитал имел большие традиции, что также предопределило его ведущую роль в экономике.

 

22.3. Объекты  и субъекты государственного  регулирования.

Основными объектами государственного регулирования выступают: воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, занятость, денежное обращение, цены, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, социальные отношения. Объекты государственного регулирования принято различать в зависимости от уровня решаемых ими задач:

  1. фирма, регион, отрасль, сектор экономики;
  2. хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены);
  3. глобальный уровень (социальные отношения, экология);
  4. национальный уровень (политико-экономические отношения с зарубежными странами и участие в мировых интеграционных процессах).

Субъектами государственного регулирования экономики выступают прежде всего носители хозяйственных интересов: различные социальные группы, наемные рабочие, хозяева предприятий, предприниматели, фермеры и земельные собственники, государственные служащие и т.д. У некоторых из названной категории имеется свой интерес, обусловленный различными факторами (социально-экономическое положение, вид деятельности, проживание в том или ином регионе и т.д.). При этом экономические интересы субъектов рынка могут быть достаточно противоречивыми, и государство в своем регулировании стремится к достижению консенсуса.

22.4. Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика

Государственное регулирование  осуществляется через:

  1. правовые регуляторы;
  2. административные:
  3. экономические.

Правовое регулирование  устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этомпространстве.

Основной причиной осуществления  правового регулирования экономики  в новых условиях является такой  недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных  негативных последствий. Целью правового  регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование  осуществляется путем разработки и  введения в действие законодательных  и нормативных актов. Первичные  правовые основы для всей экономической  системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно  на силе государственной власти и  включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование  в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым  в тех областях, где полная экономическая  свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или  общества в целом.

К административным методам  относятся: контроль за соблюдением  стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции  в целях защиты отечественных  товаропроизводителей; определение  приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная  практика свидетельствует об опасности  жесткого администрирования, которое  ведет к деформациям социально-экономической  системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование  основывается на воздействии на экономические  интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

  1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
  2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного  спроса и совокупного предложения  путем сглаживания колебаний  экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  1. достижение необходимого уровня занятости;
  2. стабильность экономического роста;
  3. сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать  экономику в период спада и  сдерживать в периоды подъема.

Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый  характер. Хозяйствующие субъекты в  свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.




Информация о работе Лекции по "Экономической теории"