Курс лекций по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Закон спроса— объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Содержание

Спрос . Закон спроса 3
Предложение. Закон предложения 5
Проблема рыночного равновесия 8
Эластичность спроса и предложения 14
Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы 27
Теория производства фирмы 29
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Доходы и издержки фирмы. 38
Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 42
Производство и ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. 45
Производство и спрос на экономические ресурсы 52
Рынок труда 55
Заработная плата на конкретных рынках труда. 58
Предпринимательский доход и экономическая прибыль. 60
Рынок капитала и ссудный процент. 67
Рынки природных ресурсов и экономическая рента 73

Работа содержит 1 файл

Экономчисекая теория .doc

— 465.50 Кб (Скачать)

      МRР = МRС

      Цифровые  данные МRР -- колонки I и 6 -- показыва-ют значения спроса фирмы на труд. Чтобы  объяс-нить, почему это так, вначале  нужно выяснить пра-вило, которым руководствуется фирма для извлече-ния прибыли при применении любою ресурса. Что-бы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого дан-ного вида ресурса до тех пор, пока каждая последу-ющая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как приро-ста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в резуль-тате использования каждого последующего нанято-го рабочего. Величина, на которую каждая допол-нительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельны-ми издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использо-вания ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные еди-ницы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает ра-бочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэто-му она может увеличить свою прибыль, лишь уво-лив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило -- МRР = МRС -- очень похоже на правило максимизации прибыли -- МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.

 

       Рынок труда

      В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

      Функции рынка труда  :

      • обеспечение производства и сферы  услуг ресурсами труда, их распределение  между предприятиями, отраслями, регионами;

      •  обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

      •  согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

      •  стимулирование работников и работодателей:  

       

      -  конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда;

      -  конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда.

      Рыночные  отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

      Спрос на рынке труда  представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

      Предложение на рынке труда  это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

      Спрос на рынке труда  зависит от :

      •  деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

      •  технического уровня производства;

      •  ситуации в инвестиционной сфере;

      •  сложившегося уровня заработной платы;

      •  налоговой политики.

      Предложение на рынке труда  зависит от :

      •  демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

      •  внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

      •  уровня заработной платы;

      Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

      Процессы, происходящие на рынке труда, исследовали классики экономической теории Адам Смит (17231790) и Давид Риккардо (1772-1823), а также выдающиеся ученые XIXXX веков Карл Маркс (18181883), Альфред Маршалл, (1842-1924), Джон Мейнард Кейнс (18831946). Были рассмотрены различные модели саморегулирования рынка труда.

      Согласно  классической модели, представленной на графике (рис.8.1), в точке пересечения линий D и S , отражающих спрос и предложение на рынке труда, устанавливается равновесная цена труда (заработная плата W 0) и определенный уровень занятости Е 0 . Если уровень заработной платы в силу каких-либо причин повысится с W 0 до W 1, то и величина предложения возрастет, т.к. на рынке труда появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшихся работать за заработную плату W 1. Однако спрос на труд сократится, поскольку работодателям будет невыгодно нанимать рабочую силу из-за ее дороговизны. Предложение рабочей силы превысит спрос на нее, что приведет к росту безработицы. Если уровень заработной платы опустится до W 2, для работодателей станет выгодно нанимать дополнительных работников, что увеличит спрос на труд. Однако предложение труда понизится за счет тех, кого не устраивает уровень заработной платы. В результате на рынке труда спрос превысит предложение, и возникнет дефицит рабочей силы. Согласно такому подходу, безработица в значительной мере носит добровольный характер, поскольку связана с нежеланием работников трудиться за недостаточно высокую, по их мнению, заработную плату. Главным фактором борьбы с безработицы выступает снижение заработной платы.

 

       Заработная плата на конкретных рынках труда.

      После рассмотрения факторов, лежащих в  основе спроса на ресурс, необходимо проанализировать предложение ресурсов, т.к оно  характеризует рынок труда, земли, капитала и предпринимтельских способностей, рассмотрим, как определяется заработная плата, рента, ссудный процент и пр.

      Мы  рассматриваем заработную плату  раньше, чем цены на другие ресурсы, так как для большей части  семейных бюджетов ставка заработной платы является самой важной ценой  в экономике; это едниственный (и большей частью главный) источинк дохода. В действительности, около 3/4 национального дохода составляет заработная плата и жалование.

      Основной  целью при анализе заработной платы является то, чтобы: 1) найти  механизм установления общего уровня ставок з/платы 2) показать, как определяются ставки заработной платы на конкретных рынках труда с применением нескольких репрезентативных моделей рынков труда; 3) проанализировать влияние профсоюзов на структуру и уровень заработной платы; 4) выяснить экономический эффект минимума заработной платы; 5) объяснить дифференциацию в заработной плате; 6) ввести и кратко рассмотреть понятие инвестирования в человеческий капитал.

      Заработная  плата различается по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в Соединенных Штатах Америки, чем в Китае или Индии; также они в целом выше на севере и востоке США, нежели чем на юге страны; водопроводчики получают больше, чем сборщики хлопка, врач А может заработать вдвое больше, чем врач Б за такое же количество часов работы в другой местности. Ставки заработной платы также дифференцируются по полу и расовым признакам.

      Данный  метод есть метод дедукции. В этом разделе мы постараемся дать объяснения, почему общий уровень заработной платы в Соединенных Штатах Америки выше по сравнению с большинством зарубежных стран. Такое же объяснение применимо в целом и к региональной дифференциации заработной платы внутри других стран. Далее мы попытаемся проанализировать заработную плату с учетом рынков конкретных видов труда. И в том и в другом случае рассмотрение спроса и предложения даст наиболее плодотворный результат.

      Общий, или средний, уровень заработной платы, как и общий уровень  цен, является комплексным термином,содержащим в себе широкий диапазон различных конкретных ставок заработной платы. Это в целом нестрогое определение является удобной начальной точкой при сравнении и объяснении дифференциации заработной платы по странам и регионам. Статистикой отмечено, что общий уровень реальной заработной платы в США один из самых высоких в мире. Самым логичным объяснением этого является тот факт , что в Соединенных Штатах Америки спрос на труд выше по отношению к его предложению.

 

       Предпринимательский доход и экономическая прибыль. 

      Доход - итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход - есть денежный эквивалент произведенной  и реализованной продукции, первичная  форма реализации собственности, экономической  ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Понятно - с учетом конечного результата, получившего общественное признание, через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства. Отношения дохода выражают сложную структуру взаимосвязей по вертикали (предприниматель - государство) и горизонтали, в свою очередь предполагают наличие субординированной системы категорий: валовой, чистый, предпринимательский доход и т.п. [2, 89].

      В “Теории экономического развития”  австрийский экономист-теоретик Й. Шумпетер обращает внимание на то, что “предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные”. Это положение имеет принципиальное значение.

      Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.

      Прибыль -- это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения  по производству и поставке на рынок  товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

      Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий. [2, 96]

      Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

      - обычная прибыль делового человека;

      - излишек над обычной прибылью  делового человека.

      Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

      Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

      Развитие  предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов  такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений. Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"