Курс лекций по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Закон спроса— объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Содержание

Спрос . Закон спроса 3
Предложение. Закон предложения 5
Проблема рыночного равновесия 8
Эластичность спроса и предложения 14
Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы 27
Теория производства фирмы 29
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Доходы и издержки фирмы. 38
Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 42
Производство и ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. 45
Производство и спрос на экономические ресурсы 52
Рынок труда 55
Заработная плата на конкретных рынках труда. 58
Предпринимательский доход и экономическая прибыль. 60
Рынок капитала и ссудный процент. 67
Рынки природных ресурсов и экономическая рента 73

Работа содержит 1 файл

Экономчисекая теория .doc

— 465.50 Кб (Скачать)

      Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

      В табл. 2  приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) [Л5, с. 72].

      На  рис. 3, а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

          Таблица  2

      Группа  товаров       Наименование  товаров       Значение
      1       2       3
      Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью       
      Цельное молоко
      Свинина

      Картофель

      -0,5

      -0,2

      -0.2

      Неэластичные товары              Кофе 

      Птица

      Сыр

      Говядина 

      Сигареты

      
      0,0

      0,3

      0,4

      0,5

      0,8

      
      Эластичные товары       

      Бензин 

      Вино 

      Товары  длительного пользования

      
      1,1

      1,4

      1,8

      
 

       Рис. 3. Эластичность спроса по доходу [Л5, с. 74] 

      Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [Л7 , с. 114].

      Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.

      Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

      Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

                                              (8)

      где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; “s” в индексе означает эластичность предложения.

      Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

      Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

      Под краткосрочным понимается период, слишком  короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

      Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

      Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

      Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).

       При единичной  эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.  

      Рис. 4. Варианты эластичности предложения:

      кривая  А — единичная эластичность;

      кривая  В — эластичное предложение;

      кривая  С — неэластичное предложение [Л3, с. 101] 

      В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

      При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

      Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

      Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

 

       Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы

      Конечной целью  деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

      В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими  целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

      Характер целевых  установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

      Цикл жизни предприятия (фирмы) -- это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии -- выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка -- борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

      Минимизация убытков  является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей  деятельности предприятия. Эти два  понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность (см. 5.6). Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

 

       Теория производства фирмы

      Фирма {firm) - экономический агент, выполняющий три основные функции: закупка ресурсов (факторов производства), использование их для производства продукции, продажа этой продукции.

      Мы  уже упоминали термин «факторы производства» («ресурсы»), когда формировали понятийный аппарат экономики.

      Факторы производства - это ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.    

      А что такое собственно производство? В самом общем виде Вы, конечно, понимаете это. Например: производство товаров - выпечка хлеба, изготовление автомобиля, пошив одежды и т.д.

      Производство - деятельность фирмы (производителя) по использованию ресурсов (факторов производства) с целью создания продукции  оптимальным способом.

      Что значит оптимальным способом?

      Это означает: максимальное количество продукции (Q) производится с минимальными затратами ресурсов (R). То есть при имеющихся у производителя ресурсах он должен суметь произвести свою продукцию, используя различные технологии, разработки, умения и т.д. - так, чтобы потратить минимум принадлежащих ему ресурсов с максимальной пользой.                      

                  

      Именно эту функцию несет в себе категория Меры. Она характеризует нижнюю и верхнюю границы, в рамках которых осуществляется производство.                               

       

      Затраты или издержки производителя  (costs) - расходы производителя на приобретение ресурсов, которые фирма использует в целях производства.

      Учет  затрат производителя очень важен  при расчете его прибыли, и  затраты (издержки) бывают разные, но об этом будет речь чуть позже.

      Выпуск - любое благо, изготовленное производителем для продажи.

      Выпуском  могут быть, как товары (хлеб, автомобиль, одежда и т.д.), так и услуги (сервисное  обслуживание автомобиля, индивидуальный пошив и т.д.).

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"