Курс лекций по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:59, курс лекций

Описание работы

Закон спроса— объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Содержание

Спрос . Закон спроса 3
Предложение. Закон предложения 5
Проблема рыночного равновесия 8
Эластичность спроса и предложения 14
Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы 27
Теория производства фирмы 29
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Факторы производства и теория предельной производительности 33
Доходы и издержки фирмы. 38
Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 42
Производство и ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. 45
Производство и спрос на экономические ресурсы 52
Рынок труда 55
Заработная плата на конкретных рынках труда. 58
Предпринимательский доход и экономическая прибыль. 60
Рынок капитала и ссудный процент. 67
Рынки природных ресурсов и экономическая рента 73

Работа содержит 1 файл

Экономчисекая теория .doc

— 465.50 Кб (Скачать)

 

       Доходы и издержки фирмы. 

            Издержки – денежное выражение стоимости производственных ресурсов, потребленных в процессе производства; произведенные затраты на покупку средств производства и оплату труда работников.

      Издержки  производства определяют способность  и стремление фирм поставлять продукт  на рынок. Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости имеют определенные цены.

            Количество какого-либо продукта, которое фирма стремиться предложить на рынке, зависит от:

  1. издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства
  2. цены, по которой товар будет продаваться на рынке
 

      В данной работе речь пойдет об общей  природе издержек производства и  о том, как влияют издержки на прибыль  фирмы. Существование экономических  издержек объясняется недостатком (редкостью) ресурсов и возможностью их альтернативного использования. Применение некого набора ресурсов для производства какого-то товара означает отказ от других производственных возможностей. Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг. Точнее говоря, экономические или альтернативные издержки любого ресурса, используемого для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов применения.

            Давайте теперь рассмотрим издержки с точки зрения отдельной фирмы. Опираясь на понятие альтернативных издержек, мы можем сказать, что экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных  вариантов использования. Эти выплаты могут быть либо явными, либо скрытыми. Денежные выплаты, т.е. денежные расходы фирмы в пользу «посторонних» поставщиков трудовых услуг, сырья, материалов, топлива, транспортных услуг, энергии и т.д. называются явными издержками. Иными словами, явные издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащих к числу владельцев данной фирмы. Однако помимо этого фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Затраты собственных и самостоятельно используемых ресурсов представляют собой неоплачиваемые, или скрытые издержки.

            Экономисты считают  издержками производства все платежи  – как явные, так и скрытые, включая нормальную прибыль. Тогда  экономическая прибыль определяется так:

      Постоянные издержки – любые затраты в краткосрочный период, которые не изменяются с уровнем производства продукции. К ним относятся расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования, рентные платежи, страховые взносы, зарплата персоналу. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда предприятие ничего не производит. Разграничение издержек на постоянные переменные выступают исходными в разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов. Для долгосрочного периода все издержки являются переменными. Величина постоянных издержек, отнесенная к единице производственной продукции, уменьшается с ростом объема производства продукции. Графическое построение издержек можно изобразить так: 

      

            Изменение постоянных издержек невозможно мгновенно. Оно требует достаточно большого интервала времени. Но именно оно позволяет изменять производственные мощности фирмы, которые в свою очередь дадут возможность получения большей прибыли.

      Постоянные  издержки также определяют объем  производимой продукции, выпуск которой является необходимым для обеспечения безубыточного производства. Безубыточный объем (qБ) определяется следующим образом: 

                qБ=       .    Н    .
                Ц - В

      Где

      Н – величина постоянных издержек

      Ц – Цена товара на рынке

      В – величина переменных издержек на единицу продукции   

            Переменными издержками называются издержки, величина которых зависит от объема выпущенной продукции. Если продукции не производится, то переменные издержки ровны нулю. К переменным издержкам относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги; затраты на зарплату рабочим, служащим.

      Графически  переменные издержки можно интерпретировать следующим образом:

        

      Величина  переменных  издержек на единицу  продукции является величиной постоянной и не зависит от объема производства.

      Переменные  издержки могут быть увеличены достаточно быстро, в краткосрочный период времени. Увеличение переменных издержек не означает увеличение производственных мощностей, а лишь влечет за собой увеличение интенсивности использования имеющихся производственных мощностей. Но, все-таки, увеличение прибыли в краткосрочный момент времени происходит именно за счет увеличения переменных издержек.

      Сумма переем и постоянной издержек, которые  несет предприятие на производство, образуют так называемые общие (или валовые) издержки, т.е.

        
 

 

       Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 

      Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:

  1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.
  2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.
  3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

      Спрос отдельной фирмы.

      Если  фирма действует в условиях совершенной  конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой системе равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объём продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис. Основная проблема совершенно конкурентной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на её продукцию является абсолютно эластичным.

      Прибыль здесь определяется разницей между  валовым доходом и совокупными  издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход. Дополнительный же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным.

      Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения относительно изменений объёма производства. Не является исключением в этом плане и совершенно конкурентная фирма.

      На  краткосрочном временном интервале  совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход и валовые издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности.

      Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается.

 

       Производство и ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. 

      на  рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция  уже имеет форму несовершенной  конкуренции. В зависимости от степени  контроля за ценами в условиях несовершенной  конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

      Монополия – тип структуры рынка, который  характеризуется следующими чертами:

  • На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
  • Нет близких знаменателей продукта монополиста;
  • Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

      Барьеры для входа в отрасль могут  возникнуть вследствие различных причин:

  • Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д.,
  • Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;
  • Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.;
  • Необходимость осуществления больших одновременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;
  • Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

      В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.

      Спрос на продукт монополиста.

      Поскольку монопольное предприятие сосредоточило  в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает  с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объём продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объёма

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"