Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:57, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики………………………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22
2.2. Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса…………………………………………………………………………33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………48
Дифференцированный подход также заключается в том, что низкие нормы обязательных резервов устанавливаются для мелких банков, что служит способом повышения их конкурентоспособности. Однако подобный подход возможен в тех случаях, когда Центральный банк заинтересован в развитии мелких банков для расширения номенклатуры банковских услуг.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточно-европейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
В 2007 году НБКР не изменял норму обязательного резервирования, учитывая состояние ликвидности в банковской системе. Норма оставалась на уровне 10 процентов от обязательств банков, подлежащих резервированию. При этом в течение года в связи с колебаниями курса национальной валюты НБКР дважды изменял значение фиксированного курса сома к доллару США для учета депозитов в иностранной валюте: со 2 июля 2007 года он был снижен до 41,4 сом/долл., а с 29 сентября повышен до 42,5 сом/долл.
Средний уровень резервов коммерческих банков в национальной валюте в 2007 году характеризуется следующими данными: (в тыс. сомов)
Таблица1
Наименование | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
Общий объем резервов, в том числе: |
745 349,9 |
643 926,4 |
678 536,6 |
868 774,9 |
обязательные | 326 446,6 | 327 701,6 | 345 895,0 | 403 496,0 |
избыточные | 230 052,0 | 123 295,9 | 125 108,7 | 232 331,9 |
касса в нац. валюте | 188 851,3 | 192 928,9 | 207 533,0 | 232 947,1 |
В связи с ростом депозитной базы коммерческих банков, в 2007 году наблюдалась стабильная тенденция увеличения обязательных резервов. К концу декабря их объем достиг 442,0 млн. сомов, увеличившись по сравнению с началом года на 42,5 процента. Вместе с тем, за весь 2007 год было зафиксировано всего четыре факта несоблюдения резервных требований по причинам, не связанным с финансовым состоянием банков, за что с них была взыскана плата в размере 5,0 тыс. сомов. В то же время сумма компенсации за соблюдение обязательных резервных требований, выплаченная коммерческим банкам 2007 году, составила 5,87 млн. сомов или на 8,8 процента больше, чем в 2006 году.[5]
Параметры денежно-кредитной программы на 2008 год устанавливаются в соответствие с прогнозируемыми тенденциями развития реального, налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики с целью достижения запланированного уровня инфляции.
Количественные оценки темпов роста предложения денег основываются на использовании балансового подхода, в котором источником формирования денежной базы и денежной массы является изменение чистых иностранных активов и чистых внутренних активов Национального банка и банковской системы.
При развитии событий в рамках первого варианта денежно-кредитной программы предполагается благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и сохранение тенденции роста спроса на национальную валюту. В этих условиях основным источником роста предложения денег будет увеличение чистых иностранных активов НБКР и банковской системы, как за счет превышения поступления средств внешнего финансирования над объемом платежей по внешнему долгу и других расходов государственного бюджета в иностранной валюте, так и за счет покупки иностранной валюты НБКР на внутреннем валютном рынке. Одновременно произойдет снижение чистых внутренних активов НБКР за счет аккумулирования на бюджетных счетах средств внешнего финансирования и выполнения планируемых параметров доходной части государственного бюджета. В целом рост денежной базы в данном варианте на уровне порядка 10 процентов будет полностью обеспечен увеличением ЧИА НБКР (вклад порядка 15 процентов), тогда как накопление средств на бюджетных счетах приведет к сокращению ЧВА на 6 процентов. Абсолютное снижение долгосрочных внешних активов в результате погашения основной суммы по кредиту ЕБРР и стоимостной переоценки иностранной валюты за счет изменения обменного курса сома к доллару США приведет к росту денежной базы на 1 процент.
Во втором варианте денежно-кредитной программы ухудшение условий торговли в результате сокращения экспорта из-за возможного снижения активности в экспортоориентированных отраслях экономики и/или снижения темпов экономического роста в странах-торговых партнерах Кыргызстана, а также роста импорта, приведет к сокращению роста чистых иностранных активов и снижению чистой покупки инвалюты Национальным банком.
Ожидаемый рост денежной базы в данном сценарии составит не более 11 процентов, в том числе за счет ЧИА - порядка 8 процентов, ЧВА - 2 процентов и долгосрочных внешних активов на 1 процент.
Накопление средств на бюджетных счетах в данном варианте по сравнению с 1-ым вариантом сократится в связи с ухудшением ситуации с исполнением государственного бюджета. Для поддержания на относительно низком уровне темпов роста денежной базы Национальный банк снизит объемы покупки инвалюты на внутреннем рынке, а также будет использовать РЕПО- операции с государственными ценными бумагами. ( таблица 2)
Прирост денежной массы в данном варианте составит величину, сопоставимую с 1-ым вариантом, но при этом в ее структуре опережающими темпами будут увеличиваться наличные деньги, удельный вес которых к концу 2008 года составит порядка 80 процентов.
В третьем варианте ожидается еще более значительное увеличение, чем во 2-ом варианте, внутренних и внешних дисбалансов в экономике, приводящее к снижению роста чистых иностранных активов НБКР и банковской системы и увеличению чистых внутренних активов за счет роста бюджетных расходов.
В результате этих процессов темп прироста денежной базы составит более 11 процентов, а денег вне банков - более 16 процентов. В этом случае уровень инфляции за счет действия монетарных факторов в виде увеличения предложения наличных денег и более значительного, чем в 1-ом и 2-ом вариантах, снижения номинального обменного курса, может составить 5,8 процента, и для его сдерживания НБКР потребуется ужесточить проводимую политику посредством изъятия ликвидности за счет продажи иностранной валюты и/или ценных бумаг. [6] НБКР в качестве базового принимает первый вариант денежно-кредитной программы.
Показатели денежно-кредитной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития экономической ситуации.
Количественная оценка параметров функции спроса на деньги в последние три года затруднена в силу роста неопределенности и разнонаправленности тенденций в развитии как национальной, так и мировой экономики, прежде всего, конъюнктуры мировых рынков, ее влияния на экономический рост в странах - торговых партнерах Кыргызстана, и, таким образом, - на динамику экспорта, а также проведения внутренних структурных реформ в экономике и связанной с этим трансформацией производства в направлении развития малого и среднего бизнеса и сферы услуг. Кроме того, сложность определения спроса на деньги обусловлена такими факторами как неустойчивость предпочтений населения в отношении форм сбережений, сохраняющееся недоверие к финансовой системе, необходимостью активизации структурных реформ в области законодательства и другими.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане
На 1 января 2007 года в Кыргызстане функционировало 19 коммерческих банков (включая филиалы Центрально-азиатского банка сотрудничества и развития и Национального банка Пакистана). В их числе 5 банков с иностранным участием в капитале с долей более 50%.
Величину банковской системы в экономике Кыргызстана может характеризовать отношение суммарных активов банковской системы к величине Валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель финансового проникновения. Динамика этого показателя за период с 2004 по 2007 годы показывает, что пик кризисной ситуации в экономике (2003 год) более, чем на треть возросло присутствие банковской системы в экономике (с 9,1% до 12,3% соотношение совокупных активов к ВВП и с 3,4% до 5,3% соотношение кредитов к ВВП).
До 2008 года динамика изменения кредитов «повторяла» динамику изменения активов, а в период 2003-2006 годов наблюдается обратная картина – некоторое снижение (на 16,3%) доли активов к ВВП сопровождается ростом (на 23,3%) доли кредитов к ВВП. До 2005 года «чистые» кредиты по величине практически совпадали с величиной кредитов, а после – наблюдается некоторый разрыв в соотношении этих показателей.
В рассматриваемый период наблюдается некоторое улучшение качества кредитного портфеля банковской системы. Так, начиная с 1 июля 2007 года объем «чистых» кредитов практически сравним с объемом кредитного портфеля банковской системы в целом.
В структуре кредитного портфеля банковской системы значительный удельный вес занимают краткосрочные кредиты. При этом, с 1 июля 2005 года по 1 июля 2007 года доля долгосрочных кредитов снизилась с 30% до 16%, а начиная с 1 июля 2007 года, наблюдается рост долгосрочных кредитов (с 16% до 32% на 1 июля 2008 года). В составе краткосрочных кредитов имеется категория, так называемых «скрытых» долгосрочных кредитов, т.е. такие виды краткосрочных кредитов, которые в соответствии с особенностями производственного цикла подвергаются последующей пролонгации.
Отмечаются определенные признаки роста доли кредитов в национальной валюте, что возможно является отражением роста доверия к национальной валюте.
Среди активных операций коммерческих банков, кредиты клиентам составляют в среднем до 35% активов банка. Сравнение таких показателей как доля кредитов в активах и доля классифицируемых кредитов в активах показывает позитивную тенденцию снижения кредитного риска в коммерческих банках. Так, до 1 июля 2007 года наблюдается позитивная тенденция - поступательное снижение доли классифицируемых кредитов в кредитном портфеле банковской системы.
Чтобы охарактеризовать качество кредитного портфеля были использованы следующие показатели: риск невозврата, скрытый в кредитном портфеле (как отношение объема РППУ и совокупного кредитного портфеля банковской системы) и изменение качества кредитного риска (как отношение просроченной задолженности по основной сумме и остатка по ссудной задолженности). В данном случае, наблюдалось: снижение риска невозврата и снижение просроченной задолженности.
Структура активов меняется в сторону снижения классифицированных активов. Так, если на 1 июля 2005 года классифицированные активы составляли приблизительно четвертую часть активов (26%), подлежащих классификации, то на 1 июля 2008 года объем активов, подлежащих классификации, снизился вдвое и составил седьмую часть совокупных активов банковской системы (13,7%), что может также показывать некоторое снижение активности банков в кредитовании.
Оценка спроса на краткосрочные кредиты показывает, что и в дальнейшем краткосрочные кредиты могут возрастать. Так, при нормальной деятельности кредиторская задолженность должна покрывать дебиторской задолженностью, а положительная разница между кредиторской и дебиторской задолженностью может характеризовать имеющийся дисбаланс в краткосрочных источниках реального сектора и, соответственно, эта разница может быть использована как индикатор потенциального спроса со стороны реального сектора на краткосрочные ресурсы.[7]
Начиная с 2007 года и по настоящее время, в реальном секторе объективно существует значительный спрос на краткосрочные финансовые средства и он (реальный сектор) является потенциальным заемщиком краткосрочных кредитов. Этот факт может служить отражением роста спроса на краткосрочные кредиты.
Для удовлетворения потребности экономики в долгосрочном кредитовании привлекаются кредиты международных организаций, а также создан банк, специализирующийся на кредитовании средних и долгосрочных проектов. Поэтому отмечаются различные темпы роста долгосрочных кредитов в зависимости от источника их финансирования. Если международные кредитные линии осваиваются в соответствии с целевыми установками, то темпы роста долгосрочного кредитования со стороны коммерческих банков не активные.
Возможности банков повыдаче кредитов во многом зависят от величины ресурсообразующей базы, поэтому рассмотрим тенденции формирования депозитной базы банковской системы.
Депозитная база банковской системы увеличилась по абсолютной величине, после 1июля 2007 года, сопровождаясь изменением соотношения депозитов юридических лиц, физических лиц и финансово-кредитных учреждений. Рост депозитной базы юридических лиц может отражать оживление деятельности предприятий и, следовательно, последующий ожидаемый рост активности экономики в целом. При этом, поскольку депозиты юридических лиц, как правило, составляют депозиты до востребования, это ограничивает возможности банков трансформировать их в долгосрочные кредиты для экономики.
Информация о работе Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты