Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:57, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики………………………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22
2.2. Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса…………………………………………………………………………33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………48
Теоретически важно выяснить, что входит в понятие "резерв", тем более что длительное время этот вид банковских ресурсов относили к ликвидным ресурсам, что само по себе не имеет должных оснований поскольку понятие "ликвидность" подвергается трансформации. Ликвидность, т.е. возможность реализации на рынке, стала зависеть от множества факторов, в том числе: коньюктуры рынка - распространения практики регулирования динамики денежной массы (она в свою очередь зависит от показателя резервных депозитов центрального банка).
Указанные тенденции вовсе не означают, что настало время совсем ликвидировать дифференциальный подход к нормам обязательных резервов по отдельным видам депозитов (у всех у них имеются различия в степени надежности). Поэтому дифференциация норм обязательных резервов служит орудием разделения некоторых компонентов денежной массы. Отсюда напрашивается вывод о необходимости дифференцированного управления их динамикой.
В мировой банковской системе потребность в резервах обосновывается такими факторами, как:
- поддержание уровня конкурентоспособности каждого банка;
- обеспечение надежности возврата наличных средств клиентам.
Определенные функции выполняют банковские резервы по отношению к укреплению банковской системы в целом. Основными из них являются следующие: бесперебойность расчетов с инвесторами; снижение рискованности банковских вложений; минимизация потерь от банкротств.
Практически во всех европейских странах резервные требования первоначально вводились, прежде всего, с целью увеличения степени ликвидности банковской системы, хотя в наше время ставится более утонченная цель - использовать этот фактор для денежно-кредитного регулирования долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбе. Таким образом, роль резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможностях регулирования кредитно-финансовой политики центральных банков.
Правда, здесь следует оговориться: в европейских странах с хорошо развитой банковской системой не возникает необходимости регулировать банковскую деятельность, кроме тех периодов, когда в той или иной стране происходит формирование рыночной экономики. Тогда возникает потребность в использовании резервных требований для гарантии стабильности банковской системы в целом, как это имеет место в России. Иногда подобная мера направлена на стимулирование развития мелких и средних банков, финансовых компаний и т.д. В отдельных странах резервные требования служат инструментом влияния на динамику валютного курса.
В целом этот инструмент может быть нацелен на решение целого комплекса задач, иногда частного характера. При этом ставится цель-решение данных задач не должно входить в противоречие с решением макроэкономических задач. Примером может служить дифференциация норм резервных требований для стимулирования деятельности как разных типов банковских институтов, так и банковских операций. Однако во всех случаях вводится понятие средневзвешенной нормы резервных требований. Это своеобразный показатель служит ориентиром для регулирования динамики денежного обращения любой направленности политики центрального банка. Теоретически можно даже говорить о многофункциональности резервов, что связано с масштабами мультипликации банковских депозитов, а так же воздействием на количественные условия предоставления кредитов банковской системой страны в целом.
Величина резерва зависит от нормы обязательных резервов, которая диктуется центральным банком. Величина в свою очередь диктует и формирует объем банковских кредитов, которые выдаются всей банковской системой при поступлении новых депозитов. Центральный банк берет на себя контроль за резервными требованиями, предлагая модель мультиплицированного предложения денег за счет использования резервов. Политика центрального банка в этом случае служит своеобразным методом мультиплицирования резервов: если, предположим, центральный банк стремится увеличить общие денежные ресурсы, то ему придется увеличить резервы. При этом величина мультиплицирования определяется нормой минимальных резервов, имеющихся у центрального банка.
Они, эти резервы, должны иметь какой-то минимальный уровень, норма которого служит основанием для установления максимального масштаба мультиплицирования резервов. Этот масштаб одновременно определяет верхний лимит предложения денег. Снижение нормы минимальных резервов является фактором, способствующим снижению уровня контроля центрального банка над предложением денег и динамикой денежной массы в целом. Таким образом, оказывается, например, что чем ниже норма минимальных резервов, тем в большей степени проявляется нежелательный прирост денежной массы.
В любом случае выполнение резервных требований уменьшает объем ресурсов, находящихся в распоряжении банков, увеличивая стоимость привлечения средств, необходимых для предоставления требуемого объема кредитов. Антиинфляционного эффекта можно добиться через повышение норм минимальных резервных требований, что однако, удорожает кредит. Для того чтобы регулирующие меры центрального банка сказались на состоянии денежного обращения, необходима соответствующая реакция рынка - изменение стоимости рефинансирования и объема реально используемых банковских кредитов. Эта реакция в свою очередь зависит от наличия или отсутствия в кредитной сфере избыточных активов. Повышение резервных требований ведет к уменьшению этого избытка и сужению лишь потенциального объема банковских кредитов.
Обязательные банковские резервы государство используется при определенном уровне бюджетного дефицита, финансировать который за счет заимствований на свободном финансовом рынке не представляется возможным. Государство в лице центрального банка может увеличивать нормы резервирования, однако этот шаг требует такого же возрастания "люфта" между ставкой процента по депозитам и по займам (причем увеличение данного "люфта " происходит как за счет возрастания ставки пот кредитам, так и снижения депозитной процентной ставки). Замечено, что снижение депозитной ставки ниже определенного уровня иногда приводит к резкому падению притока вкладов, из-за чего уменьшается абсолютная величина резервов банковской системы даже в условиях очень высокой ставки резервирования. Тут уже" латать" дефицит госбюджета приходится путем включения печатного станка.
Механизм действия обязательных резервов можно рассматривать как инструмент денежной политики центральных банков, выполняющий следующие функции: регулирование объема и динамики банковских резервов; универсальный характер воздействия на все депозитные учреждения; мягкое воздействие на денежное обращение.
В каждой стране устанавливается свой размер минимальных резервов в качестве вкладов коммерческих банков. Между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь. Центральные банки всех стран используют эту взаимосвязь, чтобы косвенно проводить свою политику по отношению к коммерческим банкам, кредитный потенциал которых увеличивается настолько, насколько сокращаются их обязательства по минимальным резервам.
Необходимость введения такого инструмента, как обязательные минимальные резервы, возникает из потребностей иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных платежей. Для Центрального банка минимальные резервы рассматриваются с позиций:[3] обеспечения постоянного уровня ликвидности у коммерческих банков; регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков; содержания дифференцированной доли обязательств коммерческих банков на безналичных и беспроцентных счетах.
Существует определенная зависимость денежного обращения от применения резервных требований и объемов избыточных ресурсов. При отсутствии избыточных активов и повышении резервных требований может произойти реальное сокращение депозитной части денежного обращения. В принципе центральные банки не стремятся контролировать величину избыточных резервов банков. Поэтому истинные размеры эффективности резервных требований носят объективный характер.
Прежде всего, обязательные резервы можно рассматривать как объективную реальность - кредитной системы, которая делает банковскую политику предсказуемой, чего нельзя сказать о массе наличных денег. Именно предсказуемость позволяет центральному банку заранее предопределять эффект, получаемый от регулирующего влияния на динамику ставок и кредита через стоимость кредита.
Создание данного инструмента регулирования в конечном счете для каждого банка оборачивается уменьшением объемов ресурсов, поскольку выполнение резервных требований, по которым не выплачиваются проценты, заставляет их увеличивать стоимость средств, необходимых для предоставления требуемого объема кредитов. В определенной мере изъятие части банковских ресурсов из реального оборота можно рассматривать как метод открытого диктата со стороны центральных банков, что, естественно приводит к изменению стоимости рефинансирования объема банковских кредитов. Поскольку резервные счета носят беспроцентный характер, то их можно рассматривать как своеобразный налог на депозитные институты, который уменьшает среднюю величину процента, приносимого банковскими активами.
Существует два способа взимания этого резервного налога:
1)непосредственно с депозитного института и его акционеров;
2)непосредственно с клиентов посредством: уменьшения ставок по депозитам; повышения ставок по кредитам; сокращения услуг.
Несомненно, что, направляя часть ресурсов мимо депозитных институтов во все возможные кредитно-финансовые организации и виды вложений, центральный банк может тем самым пополнять государственный бюджет за счет доходов от управления, например, портфелем ценных бумаг. В тоже время он может с помощью снижения или повышения резервных требований воздействовать на состояние и тенденции развития банковской системы в целом, поскольку этот процесс вызывает следующие виды экономических реакций: повышение стоимости банковских кредитов; снижение уровня конкурентоспособности отдельных банков; падение уровня финансовой эффективности от выполнения отдельных видов банковских операций.
Со стороны банков наблюдается адекватная реакция такого рода воздействие: они начинают развивать те банковские учреждения, которые обеспечивают относительное повышение конкурентоспособности. Идут так же поиски новых финансовых инструментов, не увеличивающих суммы обязательных резервов, т.е. банковская система начинает развиваться в том направлении, где используемая схема резервных требований предоставляет какие-либо виды льгот. Во всем мире единой реакцией коммерческих банков было, например, использование ценных бумаг.
Центральные банки во всех странах рассчитывают на подобную реакцию со стороны коммерческих банков и с помощью резервных требований формируют развитие отдельных видов банковских учреждений. Их усилия, направленные на снижение значений побочных следствий схем регулирования, сводятся к введению более универсальных резервных требований и компенсации за хранение резервов.
Другой мерой служит формирование новых институтов кредитных учреждений, на которые распространяются резервные требования. Так, например, более 20 лет тому назад в США Конгресс принял решение о распространении резервных требований на все депозитные институты не зависимо от того, состоят они членами ФРС или нет. Более того, американцы пошли по пути унификации норм обязательных резервов по отдельным статьям пассивов, что еще больше ужесточило систему требований. [4]
Однако поиск абсолютных гарантий стабильности банковской системы и всесторонний контроль над процессами создания кредитных денег в ФРГ пошел еще дальше и привел к внедрению модели функционирования денежной системы при условии 100 %-го уровня минимальных резервных требований по вкладам нерезидентов. Целый ряд параметров, устанавливаемых центральными банками, характеризуют применение резервных требований: к активам и пассивам; к объему показателя или приращению объема за установленный период; обобщенных или избирательных; дифференцированию в зависимости от типа учреждения и его размеров, вида депозитов и других условий.
Временный масштаб расчетного периода, устанавливаемый Центральным банком, находится в прямо пропорциональной зависимости от величины обязательных резервов. В то же время продолжительность расчетного периода имеет обратное значение при использовании резервных требований в процессе текущего регулирования денежно-кредитных операций оптимальным признан срок от15 до30 дней.
Еще одной проблемой, имеющей международный характер, является поиск оптимального соотношения между расчетным периодом и периодом хранения, что служит одной из причин дифференцированного воздействия минимальных резервных требований на состояние денежного обращения. Установлено, что эффективность регулирующих мер в краткосрочном плане снижается в том случае, когда резервные требования выполняются на базе расчетного периода, в значительной степени удаленного от периода хранения резервов. Если при этом производить начисление обязательных резервов на базе средней величины депозитов за определенный период, в прошлом к прогнозной величине депозитов на ближайший период в будущем, то можно получить положительный финансовый эффект.
Совершенно очевидно, что дифференциация нормы минимальных резервов становится отправной точкой для достижения гибкой и вполне эффективной система резервных требований. Оказать воздействие на расширение ресурсной базы долгосрочного кредитования экономики может снижение нормы обязательных резервов для обязательств с более длительным сроком погашения или полное выведение последних из схемы резервных требований. При постепенном снижении уровня инфляции появляются реальные возможности наращивания инвестиционной активности. Для тех категорий банков, которые специализируются на кредитовании инвестиционных проектов, сам метод дифференциации резервных требований служит своеобразным импульсом и стимулом.
Информация о работе Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты