Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В

Содержание

ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики………………………………………………………………………… 9

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22
2.2. Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса…………………………………………………………………………33

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………48

Работа содержит 1 файл

Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты.doc

— 348.50 Кб (Скачать)


 

Кыргызско – Российский Славянский Университет

Министерство Образования Российской Федерации

Министерство Образования Кыргызской Республики

   

Курсовая работа

по экономической теории

на тему

Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты                                    

                                                             выполнила:

                                                       ФК-4-08

                                                                                Желаладин кызы Асель

                                                           проверила:

                                                    Григор

 

                                                                                       

         ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1.           Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6

1.2.           Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики………………………………………………………………………… 9

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ

2.1.     Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22

2.2.     Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса…………………………………………………………………………33

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1.   Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………………………..37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ……………………48

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития  народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри­мер, являются Центральный банк Кыргызской Республики (Банк Кыргызстана).

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточ­но сложная.

В своей работе я попыталась рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк Кыргызстана в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики, рассмотренные с точки зрения монетаристов и кейсианцев.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа. Теоретическое значение изучения проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты";

2. Сказать об актуальности проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты" в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты";

4. Обозначить тенденции развития тематики "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ";

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемой литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ".В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы. Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты". По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ", круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты", справочная литература, прочие актуальные источники информации

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо­чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра­тивные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно­шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).[1]

Административные методы, как правило, используются в стра­нах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит­ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пы­тается сделать упор именно на административные методы. Видимо, сохраняется пережиток социалистической системы центрального хо­зяйственного управления.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступа­ет в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с цен­ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Централь­ного банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депо­зитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми­нистративными инструментами. Согласно установкам официальной де­нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп­ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле­ния и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Цент­ральный банк делает выбор между двумя основными типами монетар­ной политики, для каждого из которых характерен свой набор инс­трументов и определенное сочетание экономических и администра­тивных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто­чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес­ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприя­тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная де­нежно-кредитная политика может быть использована не только в це­лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня про­цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный ха­рактер. При тотальной монетарной политике мероприятия Централь­ного банка распространяются на все учреждения банковской систе­мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се­лективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан­ку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инстру­ментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), ус­тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при про­ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи­ков, установление кредитных потолков.

1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики

К числу монетарных факторов, влияющих на  абсолютный  уровень инфляции, относится резервная норма банковской системы. В любом государстве резервные требования со стороны закона заключаются в том, что коммерческие банки или другой депозитный институт обязаны помещать в центральный банк минимальную сумму своих резервов на специальный счет.

Нормы  обязательных резервов устанавливаются в виде процентного отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к  объему  обязательств  по соответствующим статьям. Норма дифференцируется в зависимости от размеров банковских  учреждений и видов привлеченных депозитов и т.д.

В международной банковской практике принято считают, что в том случае, когда вкладчик коммерческого банка захочет  потребовать свой депозит, т.е. получить его наличными деньгами или отправить какому-то предприятию или учреждению в виде платежа, т.е. получить наличность в обмен на депозит, коммерческий банк будет  использовать свои резервы в центральном банке для ее покупки. Если он захочет перевести со своего   счета деньги на счет другого банка, то это тоже приведет к  сокращению резервов на  корреспондетском  счету коммерческом банке.

  Таким образом, можно считать нормальным, что в структуре ресурсов коммерческих банков в качестве обязательного элемента  присутствуют банковские  резервы-деньги, полученные банком от своих   вкладчиков, но никому не выданные в виде займа, а хранящиеся в центральном банке, либо в виде пассивной наличности. Эти резервы распределяются в процессе проведения банковских операций на наличные деньги, а также другие  высоколиквидные  средства, ссуды, инвестиции и прочие активы. Во всем мире  существует   практика   добровольного  поддержания  банками  определенного уровня  ресурсов  в  форме  высоколиквидных   средств не должны быть  задействованы  в кредитной или  инвестиционной  деятельности банков  и выполнять лишь  роль резервов. Банки  сознательно идут на это, хотя они снижают уровень прибыли.[2]

Информация о работе Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты