Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:57, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики………………………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22
2.2. Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса…………………………………………………………………………33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………48
Кыргызско – Российский Славянский Университет
Министерство Образования Российской Федерации
Министерство Образования Кыргызской Республики
Курсовая работа
по экономической теории
на тему
Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты
ФК-4-08
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики…………………… 6
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
2.1. Анализ современного состояния кредитно-денежной политики в Кыргызстане …………………………………………………………………..22
2.2. Особенности кредитно-денежной политики в период финансового кризиса……………………………………………………………
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Перспективы и направления кредитно-денежной политики в Кыргызстане…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………48
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Кыргызской Республики (Банк Кыргызстана).
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
В своей работе я попыталась рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк Кыргызстана в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики, рассмотренные с точки зрения монетаристов и кейсианцев.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа. Теоретическое значение изучения проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты";
2. Сказать об актуальности проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ";
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемой литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ".В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы. Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты". По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты ", круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты " послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты", справочная литература, прочие актуальные источники информации
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и формы кредитно-денежной политики
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).[1]
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пытается сделать упор именно на административные методы. Видимо, сохраняется пережиток социалистической системы центрального хозяйственного управления.
К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.
1.2. Роль Центрального банка в формировании кредитно-денежной политики
К числу монетарных факторов, влияющих на абсолютный уровень инфляции, относится резервная норма банковской системы. В любом государстве резервные требования со стороны закона заключаются в том, что коммерческие банки или другой депозитный институт обязаны помещать в центральный банк минимальную сумму своих резервов на специальный счет.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде процентного отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств по соответствующим статьям. Норма дифференцируется в зависимости от размеров банковских учреждений и видов привлеченных депозитов и т.д.
В международной банковской практике принято считают, что в том случае, когда вкладчик коммерческого банка захочет потребовать свой депозит, т.е. получить его наличными деньгами или отправить какому-то предприятию или учреждению в виде платежа, т.е. получить наличность в обмен на депозит, коммерческий банк будет использовать свои резервы в центральном банке для ее покупки. Если он захочет перевести со своего счета деньги на счет другого банка, то это тоже приведет к сокращению резервов на корреспондетском счету коммерческом банке.
Таким образом, можно считать нормальным, что в структуре ресурсов коммерческих банков в качестве обязательного элемента присутствуют банковские резервы-деньги, полученные банком от своих вкладчиков, но никому не выданные в виде займа, а хранящиеся в центральном банке, либо в виде пассивной наличности. Эти резервы распределяются в процессе проведения банковских операций на наличные деньги, а также другие высоколиквидные средства, ссуды, инвестиции и прочие активы. Во всем мире существует практика добровольного поддержания банками определенного уровня ресурсов в форме высоколиквидных средств не должны быть задействованы в кредитной или инвестиционной деятельности банков и выполнять лишь роль резервов. Банки сознательно идут на это, хотя они снижают уровень прибыли.[2]
Информация о работе Кредитно-денежная система, ее цели и инструменты