Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Современные банковские системы имеют сложную структуру. С точки зрения характера оказываемых услуг выделяются три важнейшие группы современных кредитных систем:
— центральный (эмиссионный) банк;
— коммерческие банки;
— специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и т. д.).
Рассмотрим Центральный банк Российской Федерации, а точнее его кредитно-денежную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------2
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ-------------------------------------------------------------------------------------------- 5
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ----- 8
ГЛАВА 3 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ
3.1 Понятие кредитно-денежной политики--------------------------------------------16
3.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ РФ---------------23
3.3 Цели и принципы кредитно-денежной политики ЦБ РФ-----------------------25
3.4 Основные направления кредитно-денежной политики Банки России-------27
3.5 Предварительный план кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2011-2012 годы---------------------------------------------------------------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО

Работа содержит 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 108.09 Кб (Скачать)

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия  политике ЦБ, а также степенью независимости  ЦБ от исполнительной власти. Степень  независимости ЦБ с трудом поддается  оценке и определяется на основе формальных критериев.

Денежно-кредитная политика тесно  связана с бюджетно-налоговой  и внешней экономической политикой. Так, если ЦБ ставит своей целью поддержание  фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически  невозможной, т.к. увеличение или сокращение валютных резервов в целях поддержания  валютного курса автоматически  ведет к изменению денежной массы  в экономике.

Определенные трудности связаны  с вопросом согласования бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики. Так, если правительство стимулирует  экономику, расширяя гос. расходы, то результат такой политики во многом будет связан с характером кредитно-денежной политики (поведением ЦБ). Так, финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций (эффект вытеснения) и, как следствие, к подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности.

Если при этом ЦБ проводит политику поддержания рыночной ставки процента, он будет вынужден расширить предложение  денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема возникает при  решении вопроса о финансировании дефицита гос. бюджета. Он может покрываться денежной эмиссией (монетаризация дефицита) или путем продажи гос. облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, т.к. если облигации покупаются населением и частными банками, то происходит изменение формы сбережений частного сектора: они переводятся в ценные бумаги. Но если к покупке облигаций подключится ЦБ, то произойдет увеличение суммы резервов банковской системы. Как следствие этого, увеличится денежная база и начнется мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике, что по сути равносильно монетаризации экономики.

Таким образом ЦБ сталкивается с дилеммой: если он станет финансировать бюджетный дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных расходов – инвестиций. 32 С другой стороны ЦБ может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки гос. ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок, но если экономика близка к полной занятости, то монетаризация бюджета безусловно приведет к инфляции.

Эффективная стабильная денежная политика (стабильный низкий темп роста денежной массы), как правило, не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей  значительный дефицит гос. бюджета, так как в условиях длительного и растущего дефицита бюджета и ограниченных возможностей долгового финансирования экономики правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита гос. бюджета.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями  быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование  денежного обращения.

На сегодняшний день направления  денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при  высоких ценах на нефть (которые  мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля.

Однако явных  свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы  лучше вписаться в международную  систему расчетов, в международные  финансовые потоки? Банковская система  России должна совершенствоваться. Совершенствование  в первую очередь необходимо по линии  банковского надзора, по повышению  достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным  организациям, прибегающим к намеренному  искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении  надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства  по контролю над банковской системой.

Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение  системы российского банковского  учета с международными стандартами  банковской отчетности.

В настоящее время имеющиеся  различия просто фантастические и порождают  непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном  сайте центрального банка РФ могут  быть публикованы взаимоисключающие  данные, что ставит под сомнение  достоверность  банковской отчетности.

Исходя из того, что мною рассмотрено, можно сделать следующие  выводы:

1. Ориентация денежно-кредитной  политики исключительно на  макроэкономические  факторы, например объемы денежной  массы, в условиях  нестабильной  экономики не дает адекватного  представления о происходящих  экономических процессах. Преобладают  административный подход,  гиперболизация  способности государства обеспечивать  устойчивость национальной валюты  и сбалансированность спроса  и предложения как на денежном, так и на товарном рынках путем изменения объемов денежной массы через эмиссию и курсовую политику. Это проявляется в игнорировании сложнейшего механизма взаимодействия макро- и микроэкономики. Практически не  принимается во внимание тот факт, что хотя регулирование параметров  денежного рынка происходит на макроэкономическом уровне, денежная система  России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе  коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в  масштабах регионального хозяйства.

2. Денежно-кредитная политика  формируется практически независимо  от структурно-отраслевой и экономической  политики в целом, что  противоречит  необходимости обеспечения сопряженности  основных их направлений и  ориентиров; создаются условия для  воспроизводства кризисных ситуаций  во всех сферах и секторах  российской экономики и финансового  рынка.  Концентрация усилий и  направлений денежно-кредитной политики  ЦБ РФ на политике валютного  курса в ущерб всем остальным  составляющим денежно- кредитного  регулирования не только не  способствует укреплению  покупательной  способности национальной денежной  единицы, но спровоцировала труднопреодолимую ситуацию «валютизации» основных сегментов денежной сферы и финансового рынка России. Особая опасность этой ситуации  состоит в снижении способности финансовой и денежных властей к  регулированию структурных сдвигов в экономике.

3. Законодательные установления согласно направлениям единой  государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ на защиту и обеспечение  устойчивости национальной валюты, а не на обеспечение условий развития экономики (в рамках использования всего спектра ее инструментов) исходно определили ограниченность курса денежно-кредитной политики рамками  регулирования валютного курса рубля и создания валютных резервов - резервов финансирования экономик других государств (вместо обеспечения рубля  ростом национального достояния).

4. Остаются непреодолимыми  угрозы экономической безопасности  в  банковской сфере страны, являющейся проводником денежно-кредитной  политики и базовым институтом денежно-кредитного регулирования. Курс на рестрикционную денежно-кредитную политику фактически привел в действие механизм «порочного круга»: банки ограничены в возможности кредитовать производство, в то же время положение хозяйствующих субъектов становится все более сложным, что приводит к росту невозвращенных кредитов, ухудшению общей ликвидности - снижению кредитного потенциала российских банков. С учетом того что денежно-кредитная политика занимает одно из  ключевых направлений в формировании, распределении и перераспределении национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, в обеспечении стабильности и надежности банковского сектора, преодоление с ее стороны угроз экономической безопасности страны - одно из ключевых направлений государственной стратегии экономической безопасности.34

Подводя итог, необходимо с  сожалением признать противоречивость и несогласованность современного банковского законодательства Российской Федерации, содержащего множество  пробелов и (в нынешнем виде) не способного решить триединую задачу: обеспечить права и законные интересы конкретных потребителей банковских услуг, предпринимателей, занимающихся извлечением прибыли  в банковской сфере, и общества в  целом как единого социального  организма.

Механизм государственного регулирования банковской системы  должен основываться на системном подходе  к правовому регулированию банковской деятельности, денежного обращения, обеспечения устойчивости национальной валюты, привлечения иностранных  инвестиций, юридических гарантий прав и законных интересов всех участников денежно-кредитных отношений и  пр.

Необходимо объединить усилия юридической и экономической  науки в создании эффективного механизма  государственного регулирования не только банковской системы, а всей денежно-кредитной  сферы России.35

Сегодня национальная идея способная объединить всех россиян — есть коренная смена денежно-кредитной политики Центрального банка — российский рубль в его современной кредитной форме должен выполнять все функции денег, в том числе и мировых. Правительство и руководство Банка России, хотя бы из чувства самосохранения, идите впереди идей нашего времени; они будут следовать за вами и поддерживать вас. Идите хотя бы за идеями нашего времени; они будут вести вас вперед. Но если вы пойдёте против них, они вас сметут. Таким образом, скорейшая смена нынешней денежно-кредитной политики Центрального банка есть обязательное условие не только социально-экономического развития России, но и сохранения её как единого государства. 36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. Агапова Т.А. Макроэкономика:учебник/Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.-Москва:Дело и сервис,2004.-448 с.

3. Введение в экономику: учеб.пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко[и др.].-Москва: Юнити-Дана,2000.-175с.

4. Вечканов Г.С. Макроэкономика/Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова.- СПб.: Питер,2008.-240 с.

5. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации/ Я.А. Гейвандов.- Москва: Аванта плюс, 2003.-496 с.

6.Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги.Практикум:учеб пособие для вузов/Под ред. Е.Ф. Жукова.- Москва:Юнити-Дана,2003.-310 с.

7.Конституционная экономика/ П.Д. Баренбойм [и др.].- Москва.-192 с.

8. Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа: учеб. пособие/ Н.С. Косов.- Тамбов : Изд-во Тамб.гос.техн.универ., 2007.- 140 с.

9. Кураков Л. П.. Современные банковские системы: учеб. пособие/ Л. П.Кураков, В.Г. Тимирясов, В. Л.Кураков,-3-е изд.,перераб.и доп. -Москва : Гелиос АРВ , 2000.-320 с.

10. Курс экономической теории:учебник/Под общ.ред. М.Н. Чепурина,Е.А. Киселевой.- 2-е изд.,перераб. и доп.-Киров: АСА,2006.-832 с.

11. Лаптырев Д.А. Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы - задачи - модели – методы/ Д.А. Лаптырев. – Москва: БДЦ-пресс, 2005.-290 с.

12.Леонтьев В.Е. Финансы, деньги,кредит и банки: учеб. пособие.-СПб:Знание,ИВЭСЭП,2003.-384 с.

13.Мартыненко В.В. Неизвестная политика банка России/ В.В. Мартыненко.-

Москва: Издательство Испи Ран. 2004.–352 c.

 

14.  Продченко И.А. Деньги. Кредит. Банки: учебный курс. Часть 2 / И.А.Продченко. - Москва: МЭИПТ, 2009. - 134 с.

15.Прохоровский А.А. Вектор экономического развития/А.А. Прохоровский.-Москва:ТЕИС,2002.-304 с.

16. Тимошина Т.М. Экономическая история России/ Т.М. Тимошина.-9-е изд,2002.-432 с.

17. Финансы. Денежное обращение.Кредит: учебник для вузов/ Под. Ред Г.Б. Поляка.-Москва:Юнити-Дана,2-е изд.,2002.-512 с.

Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ