Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Современные банковские системы имеют сложную структуру. С точки зрения характера оказываемых услуг выделяются три важнейшие группы современных кредитных систем:
— центральный (эмиссионный) банк;
— коммерческие банки;
— специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и т. д.).
Рассмотрим Центральный банк Российской Федерации, а точнее его кредитно-денежную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------2
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ-------------------------------------------------------------------------------------------- 5
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ----- 8
ГЛАВА 3 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ
3.1 Понятие кредитно-денежной политики--------------------------------------------16
3.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ РФ---------------23
3.3 Цели и принципы кредитно-денежной политики ЦБ РФ-----------------------25
3.4 Основные направления кредитно-денежной политики Банки России-------27
3.5 Предварительный план кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2011-2012 годы---------------------------------------------------------------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО

Работа содержит 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 108.09 Кб (Скачать)

Политика денежно-кредитной  рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры.

Политика денежно-кредитной  экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и увеличения безработицы. 14Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Основные цели денежно-кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание экономики с крайне низким уровнем инфляции.

Поскольку в основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.

К числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв.:

  • маржинализм;
  • монетаризм;
  • неолиберализм;
  • неоклассические направления — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы, неоклассическая теория роста П. Самуэльсона;
  • институционально-социологическое направление;
  • математические концепции экономического равновесия;
  • экономическое учение Дж.М. Кейнса — кейнсианство, неокейнсианство. 15

Рассмотрим две основные концепции, которые позволяют выбрать и зафиксировать схему функционирования отдельных экономических механизмов и принципов денежно-кредитной политики: кейсианскую теорию денег и монетаристский подход к теории денег.

Кейнсианство. Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного  предложения является причиной изменения  уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в  инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект — к изменению в номинальном ВНП.

Основное теоретическое  уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y = C + G + I ± NX,

где Y — номинальный объем ВНП;

С — потребительские расходы;

G — государственные расходы на покупку товаров и услуг;

I — частные плановые инвестиции;

NX — чистый экспорт.

Кейсианская теория говорит, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. 16 Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Монетаризм. Перейдем к характеристике монетаристского подхода в регулировании экономики.

В целом в 70-х гг. XX в. наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма — монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма — известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП  обнаруживается более тесная, чем  между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег :

M × V = P × Q,

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег;

Р — средняя цена товаров и услуг;

Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). 17

Произведение Р × Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt ) примерно равно объему производства за тот же период (Yt ). Тождества здесь нет, т.к. за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель Qt , но не войдут в показатель текущего объема производства Yt .

Поскольку доля таких товаров  в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство  Qt = Yt . Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции, то:

M × V = P × Y,

где Р х Y — объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП.

Тогда Y можно рассматривать  как реальный объем ВНП, а Р — как дефлятор ВНП. В количественной теории денег вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).

Опуская теоретические рассуждения, отметим лишь то обстоятельство, что  изменение номинального объема ВНП  обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с  количественной теорией денег уровень  цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. 18 В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. В заключение отметим, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий.

    1. Основные инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка РФ

Денежно-кредитная политика — совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых центральный банк воздействует на параметры равновесия денежного рынка — предложение денег и процентную ставку.

Денежно-кредитную политику проводит центральный банк, и она влияет на равновесие рынка денег.19

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:   

1)процентные ставки по  операциям Банка России;  
    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);  
    3)операции на открытом рынке;  
    4) рефинансирование кредитных организаций;  
    5) валютные интервенции;  
    6) установление ориентиров роста денежной массы;  
    7) прямые количественные ограничения;  
    8) эмиссия облигаций от своего имени. 20

Развитие интеграционных процессов повышает зависимость  экономики  России и особенно состояния  национальной денежно-кредитной системы  от конъюнктуры мирового рынка и  экспортно-сырьевой направленности  российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость  формирования и реализации единой государственной  денежно-кредитной политики в преодолении  нарастающей внешней зависимости  экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной  сфере.21 В настоящее время используются преимущественно рыночные  инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных  резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования), валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке. С 1995 г. ЦБ РФ прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые  централизованные кредиты отраслям экономики. С 2001 г. федеральный бюджет РФ  составляется с профицитом, обеспечивая рост государственных финансовых  резервов, ограничивая одновременно финансовые ресурсы развития экономики (спрос) и обеспечивая рост денежных ресурсов (обязательств) ЦБ РФ. Существенные различия в законодательном обеспечении бюджетной и денежно-кредитной политики (первая принимает форму Федерального закона на предстоящий год, тогда как денежно-кредитная политика остается  прерогативой ЦБ РФ) порождают обособленность их целей и инструментов  бюджетной и денежно-кредитной политики от выработки и реализации  социально-экономической политики России. Содержательный характер основных направлений денежно-кредитной политики определяется выбором цели, методов и инструментов достижения цели и одновременно их адекватностью национальным интересам в денежно- кредитной сфере и российской экономики в целом. 22

    1. Цели и принципы денежно-кредитной политики

 

На законодательном уровне на ЦБ РФ согласно Конституции РФ возложена ответственность за  поддержание устойчивости рубля (ст. 75I, а согласно п. 6 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ - разрабатывать и обеспечивать исполнение федерального бюджета, а также проведение в России единой финансовой, кредитной и  денежной политики. Разночтение касается не только функций и  ответственности ЦБ РФ и Правительства РФ, но и объектов их управления и регулирования. Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики, к  примеру, сформулированной на 2004 г., - «устойчивое снижение инфляции и  поддержание ее на низком уровне». При этом темпы инфляции определяются как основной ориентир использования арсенала инструментов  денежно-кредитной политики (темпы инфляции предполагается снизить в 2004 г. до 8-10%).23 С начала 1990-х гг. государственная денежно-кредитная политика носит преимущественно односторонний, монетарный характер - подавление  инфляции ограничением предложения денег; кредитная же политика, по  существу, не получает содержательной основы независимо от изменения  общеэкономической ситуации - периода спада или подъема. Неизменно антиинфляционная направленность денежно-кредитной  политики, проявляемая в ограничениях предложения денег - денежной массы в обращении, содержит угрозы национальным интересам в части блокирования роста кредитных ресурсов - банковских активов и в целом финансовых  ресурсов подъема экономики. Кроме того, ограничение предложения денег  снижает активность спроса на рынках (товарном, финансовом и кредитном),  сужает занятость и потенциал экономического роста. Задачи укрепления национальной денежной единицы, стабилизации ее покупательной способности, поставленные в Федеральном законе о  Центральном банке РФ, в действительности носят мифический, отстраненный от реальных обстоятельств характер. Стабильность цен в качестве объекта  денежно-кредитной политики одновременно является производной от многих  переменных величин развития экономики, включая государственную и  корпоративную политику цен на энергоресурсы (внутренних цен и их соотношения с внешними ценами). Стабилизация цен как реакция на денежные ограничения платежеспособного спроса - рестрикционное воздействие инструментария монетарной политики подавляет эмиссионный потенциал ЦБ РФ и блокирует кредитование национальной экономики. Кроме того, ежегодное опережение принятия Федерального закона о бюджете относительно одобрения Госдумой РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики свидетельствует о подчиненности ее ориентиров заданным параметрам и общей стратегии бюджета на предстоящее время. Монетарный курс денежно-кредитной политики, влияя на ограничение ресурсов банков и кредитования бизнеса и экономики, на фоне низких  процентных ставок западных банков инициирует рост внешних источников  заимствования. Под влиянием подвижности международных финансовых ресурсов средства иностранных инвесторов получают свободу движения - ввода в  страну и вывода из нее. Меры валютного регулирования допускают широкий  диапазон трансграничных операций с расчетами между российскими компаниями за пределами страны. Инициируемый отток средств не только снижает  уровень финансовой базы (кредитного потенциала) российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.24

Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ