Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Современные банковские системы имеют сложную структуру. С точки зрения характера оказываемых услуг выделяются три важнейшие группы современных кредитных систем:
— центральный (эмиссионный) банк;
— коммерческие банки;
— специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и т. д.).
Рассмотрим Центральный банк Российской Федерации, а точнее его кредитно-денежную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------2
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ-------------------------------------------------------------------------------------------- 5
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ----- 8
ГЛАВА 3 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ
3.1 Понятие кредитно-денежной политики--------------------------------------------16
3.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ РФ---------------23
3.3 Цели и принципы кредитно-денежной политики ЦБ РФ-----------------------25
3.4 Основные направления кредитно-денежной политики Банки России-------27
3.5 Предварительный план кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2011-2012 годы---------------------------------------------------------------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО

Работа содержит 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 108.09 Кб (Скачать)

 

    1. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка РФ

 

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в  Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, и, не позднее 1 декабря, — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и  в Правительство Российской Федерации.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; 25
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Раскрывая содержание основных направлений денежно-кредитной политики Банка России в настоящее время, отметим следующее.

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 г. и в период 2010 и 2011 гг. исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5—6,8% в 2011 г. (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в  указанный период в основном завершить  переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. 26

Общемировая тенденция существенного  роста цен на продукты питания  и энергоносители, а также опережающий  рост внутреннего спроса уже в 2007 г. обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений  на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над  инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и  поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также  ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования  процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжает движение к режиму свободно плавающего валютного  курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для  введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной  политики на период 2009—2011 гг. Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно  использовать операции по рефинансированию банков. 27 Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все  имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной  политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы  аккумулирования дополнительных доходов  от экспорта нефти и газа при высоких  ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием влияния указанного фактора является введение российскими  банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В целях снижения негативного  влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти  меры направлены на исключение системной  угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора  Банк России продолжит улучшать условия  доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры, это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. 28

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.29

 

    1. Предварительный план кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2011-2012 годы

 

В среднесрочной перспективе  система инструментов денежно-кредитной  политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию  на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. 30

При этом в среднесрочной  перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение  потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения  по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного  денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного “связывания” свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности — депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия — депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010—2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно  с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк России в 2010 году и  в период 2011 и 2012 годов продолжит  использование обязательных резервных  требований в качестве инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

В зависимости от изменения  макроэкономической ситуации, ресурсной  базы российских кредитных организаций  и с учетом других факторов Банк России при необходимости может  принять решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем  Банк России не исключает дальнейшего  повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным  организациям при выполнении ими  обязательных резервных требований.31

Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального Банка РФ