Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1.Понятие о конкурентоспособности…………………………………………..5

1.2.Критерии и факторы конкурентоспособности……………………………...11

1.3.Роль государства в повышение конкурентоспособности………….............21

ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27

2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33

2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………...............44

Работа содержит 1 файл

Курсовая ред.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

     Сохранение  и развитие научно-технического задела зависит от эффективности проводимой государством научно-технической и  промышленной политики. Это заставляет по-новому подходить с инновационных  позиций к проблеме выбора «точек роста» российской экономики и на этой основе к диверсификации экспорта страны на высокотехнологической базе. Такими новыми направлениями должны стать в России, например, нанотехнологии, клеточная биотехнология и некоторые другие. 
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что и энергетический сектор экономики России также может и должен стать сферой и фактором «инновационного прорыва» страны. Ставя задачи развития высокотехнологичных секторов экономики и на этой основе развития высокотехнологичного экспорта, надо реально смотреть на положение вещей, которое состоит в том, что мы еще долгое время будем крупнейшим производителем и экспортером энергетических ресурсов.

     Очевидно, что с данным сектором отечественной  экономики связана значительная часть отраслей промышленности и, как  следствие, российского экспорта. Для решения указанных задач необходимо решить целый комплекс разнообразных проблем.7

       Анализируя ситуацию, можно прийти  к выводу, что нужно изменить  российский экспорт. 
Комбинированный вариант экспорта и должен основываться на более широкой и отвечающей современным реалиям трактовке повышения международной конкурентоспособности Реализация направлений инновационной экспортной специализации в практическом плане должна привести к формированию сбалансированной в разрезе ведущих отраслевых и межотраслевых предприятий экспортной структуры. При этом выйти на оптимальную стратегию экономического развития страны и ее экспорта можно, лишь сочетая развитие конкурентных в настоящее время отраслей и видов производства с параллельным определением и развитием технологических предприятий завтрашнего дня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ высокотехнологичного сектора экономики в кризисный период

     И в Америке, и в России власти давали примерно одинаковые обещания: вывести свои страны из кризиса обновлёнными и более сильными. Правда, если американцы говорили, какую же новую основу для роста они собираются закладывать, то в России никто не скрывал: хотим перейти к инновационной экономике.

     Известные политики заявляли, что мировой финансовый кризис и связанные с ним неприятности только подтолкнут развитие отечественных производств продукции с высокой добавленной стоимостью. Это шанс переформатировать нашу экономику, отдать главную роль тем направлениям, которые мы называем инновационными, признать нашим основным достоянием не минерально-сырьевые ресурсы, а интеллект.

     Ожидалось, что девальвация национальной валюты придаст дополнительный импульс к развитию наукоёмких производств. Благодаря ей повысятся цены на импортные товары, а это, в свою очередь, должно спровоцировать эффект импортозамещения.

     Отдельные производители уже пытаются повернуть  рыночную ситуацию в свою пользу. Возглавляют  их ряды те, чьи производства более - менее эластичны к отдельным импортным поставкам (в основном комплектующих и материалов), а также те, у кого интеллектуальная доля в стоимости продукции не очень высокая.

     Однако  замена быстро подорожавшего импорта  дешёвыми российскими аналогами  возможна лишь в тех отраслях, где  уже работают производства, готовые  в любую минуту загрузить свои мощности и восполнить образовавшиеся на рынке пробелы. Там, где мощностей  нет, возникнут запредельные цены и  дефицит. И пострадает от этого в  первую очередь потребитель. В частности, в непростой ситуации окажутся зависимые  от импортного оборудования и материалов организации фундаментальной науки.

     Повышение цен на импортные товары на внутреннем рынке вызовет и такой побочный эффект, как снижение качества отечественной высокотехнологичной продукции. Исследования Межведомственного аналитического центра (МАЦ) показали, что инновационная активность предприятий прямо зависит от уровня конкуренции с иностранными компаниями.

     При снижении конкуренции у компаний становится меньше стимулов для повышения  инновационной составляющей в продукции. Проблема заключается не столько в том, что компания не испытывает значимого конкурентного давления, а в том, что она утрачивает ориентиры развития.

     Таким образом, импортозамещение может обернуться снижением качества продукции, потребления и в конечном счёте - качества жизни в России.

     Очевидные плюсы ослабление национальной валюты даёт предприятиям-экспортёрам. Девальвация рубля позволила снизить долларовую себестоимость продукции.

     Впрочем, здесь нужно  учесть: далеко не каждое экспортное предприятие в силу своей специфики имеет возможность перейти на малозатратную, в наименьшей степени зависимую от импорта форму работы, и, соответственно, выгоды от нынешней рыночной ситуации у всех предприятий разные. Да, значительное удорожание евро и доллара увеличило наши поступления от экспорта продукции. Но одновременно увеличились и расходы на закупку комплектующих за рубежом, а также на содержание зарубежных офисов и рекламу за границей.

     Отдельные компании отвергают мысль о производстве нанооборудования, основанного на чисто российском, высокотехнологичном хозяйстве. Для производства  современной высокотехнологичной продукции необходимо усилия людей, детали и компоненты более чем из десятка стран.

     Одни  узлы производят в России, другие — на производственных линиях за  рубежом. Каждая из зарубежных фирм у которых закупаются комплектующие, является мировым лидером в своей области. Если бы обходились только домашними наработками, качество готовой продукции бы заметно снизилось, а цена на неё выросла.8

          Минус сложившейся экономической ситуации в стране, перекрывающий все плюсы - сворачивание проектов по созданию новых интеллектуальных продуктов и открытию новых высокотехнологичных производств.

     Провозглашённый в Концепции долгосрочного развития (КДР) курс на построение инновационной  экономики, который, казалось, уже начали поддерживать инвесторы, не выдержило испытания кризисом.

     Кредитование  “нестабильных” субъектов, к которым  относятся и так называемые высокотехнологичные  предприятия, ориентированные на неустойчивые, новые или только формирующиеся  рынки сбыта, в условиях кризиса проблематично. Послабления могут быть сделаны разве что для малого и среднего бизнеса, да и это, скорее, будут приятные исключения. В нынешней ситуации лучше рассчитывать на государство. Оно, к примеру, может создавать в регионах фонды поддержки малого предпринимательства, которые, в свою очередь, под гарантии региональных властей будут брать кредиты у банков на развитие конкретных предприятий.

     При этом ни практики, ни теоретики в  области науки и инноваций  не могут сказать, какие меры в  период финансового кризиса помогут  вдохнуть жизнь в едва зародившиеся ростки отечественных инноваций. Новости о падениях и взлётах рубля, держат в напряжении всех настоящих и потенциальных участников инновационных процессов. В таких непрозрачных и непредсказуемых условиях довольно трудно предпринимать активные или пассивные антикризисные меры, так как не просматривается ситуация в перспективе. Инвесторы, а также предприятия, которые ещё недавно планировали запуск новой продукции, занимают выжидательную позицию, замораживая все инновационные проекты.

     Анализ  высокотехнологичного сектора экономики  в период кризиса получился во многом пессимистичным, методы построения инновационной экономики довольно туманны, но это не приговор, а лишь опасения, основанные на экономических  показателях. Благоприятные пути развития, безусловно, есть, но неизвестно как скоро высокотехнологичный сектор экономики будет активно прибавлять. И чем раньше это произойдет, тем больше шансов у отечественных производителей составить действительно здоровую конкуренцию западным компаниям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Условия инновационного развития в Сибирском Федеральном Округе

     Современный имидж России зависит от того, насколько  национальная инновационная система  способна стать новой основой для поддержания конкурентоспособности страны в мире. Инновации формируют потребительский спрос на качественно новый продукт, отвечающий новому стандарту жизни. Наука располагает массой идей, которые необходимо уметь превратить в инновации, инновации - в товары, а товары - в доходный бизнес. Сибирь традиционно была «кладовой» научных идей, СО РАН всегда стремилось сконцентрировать научные разработки для того, чтобы активно обращать внимание власти и бизнеса на необходимость развития новой экономики, основанной на инновациях и высоких технологиях.

     Сибирский федеральный округ  занимает 5-е место в России по количеству вузов (11% вузов страны), 3-е место – по количеству  средних  специальных  заведений  и  учреждений начального профессионального образования (14 и 18% соответствующих  учреждений  страны).

     Крупнейшие  в Сибири  научно-образовательные  центры,  такие  как Новосибирск  и Томск,  входят  в  лидирующую пятерку территорий России по образовательному уровню жителей. 

     По  состоянию на 1 января 2009г. в  секторе исследований и разработок Сибирского федерального округа работало 464 организации (в Новосибирской области – 109,  в  Томской  области – 64,  в  Красноярском  крае – 61), что составляет 12% общего количества соответствующих  организаций  в  России. Количество  сотрудников, занятых в данной сфере, превышает 56 тыс. человек (7% численности данной категории  сотрудников – в  России;  из  них 40%  работают  в Новосибирской  области, 15% – в Томской области, около 13% – в Омской области и 12% – в Красноярском крае).  Однако, несмотря на  то, что на  территории Сибири функционируют все элементы  инновационной системы, отмечается неравнозначность субъектов Сибирского  федерального  округа  по  степени проникновения в сферу инноваций,  что обусловлено как их  различной отраслевой спецификой, так и недостаточным уровнем развития инновационной инфраструктуры.9

     Для Сибири это особенно важно, поскольку  масштабы территории и природно-климатические  условия региона обуславливают  высокую капиталоемкость любого развивающегося здесь производства. Помимо сырьевых областей, которые  до определенного времени обеспечивают высокий хозяйственный потенциал  Сибири, рентабельными здесь могут  быть только высокотехнологические  наукоемкие отрасли, что требует  коренного изменения подхода  к развитию народного хозяйства  на этой территории.

     Для качественного преобразования экономики  Сибири в начале нового века нужна  целенаправленная система мер по мобилизации точек экономического роста сибирских городов, что  даст возможность увеличить валовой  региональный продукт, количество рабочих  мест, доходы бюджета и т.д. Реально  оценивая сегодняшнюю ситуацию, необходимо отметить, что основной базой такого роста сибирских городов могут  стать наукоемкие предприятия, в  том числе военно-промышленного  комплекса, опирающиеся на науку, которая  была и должна быть не только производительной силой общества, но и фундаментальной основой военной мощи страны. При этом институты Сибирского отделения РАН не только не утратили своего значения в возрождении и развитии промышленного потенциала Сибири, а, наоборот, с учетом значительного сокращения отраслевой науки, их роль стала определяющей.

     Исходя  из этих положений, по инициативе и  при активном участии Сибирского отделения РАН был разработан ряд документов, в том числе  одобренная в 2003 году Правительством Российской Федерации «Стратегия экономического развития Сибири», в 2006 году - концепция  федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие инноваций и высокотехнологического бизнеса в Сибири».

     Подготовленная  ФЦП основана на принципах государственного партнерства: обеспечивает крупномасштабное привлечение частного бизнеса при  условии реализации государством крупномасштабных инфраструктурных проектов, т.е. призвана быть не столько формой целевого распределения  бюджетных средств, сколько инструментом привлечения и капитализации  внебюджетных ресурсов. Программа ориентирована  на существенное ускорение инновационного развития Сибири, предусматривая формирование новой инновационной рыночной инфраструктуры в виде особых экономических зон  и технопарков. По двум из них уже  приняты решения Правительства. В качестве пилотных проектов определена Технико-внедренческая зона в Томске (Томской ТВЗ) и научно-технологический парк «Академгородок» (НТП «Академгородок») в Новосибирске.

     Основные  направления Томской ТВЗ:

     1. Нанотехнологии и новые материалы.

     2. Электронное приборостроение и  информационные технологии.

     3. Биотехнологии. 

     НТП «Академгородок» в Новосибирске также находится в стадии становления.

     Предполагается  строительство специализированных лабораторно-производственных модулей  для информационных технологий, биотехнологий, приборостроения и силовой электроники, а также объекты общей инфраструктуры и жилье для сотрудников Технопарка. Общий предполагаемый объем частного инвестирования около 15 млрд руб., государственные инвестиции составят свыше 2 млрд руб.

Информация о работе Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики