Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1.Понятие о конкурентоспособности…………………………………………..5

1.2.Критерии и факторы конкурентоспособности……………………………...11

1.3.Роль государства в повышение конкурентоспособности………….............21

ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27

2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33

2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………...............44

Работа содержит 1 файл

Курсовая ред.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение…………………………………………………………………...............3

     ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

     1.1.Понятие  о конкурентоспособности…………………………………………..5

     1.2.Критерии  и факторы конкурентоспособности……………………………...11

     1.3.Роль  государства в повышение конкурентоспособности………….............21

     ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

     2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27

     2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33

     2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37

     Заключение………………………………………………………………...............44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого  внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством  и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной  продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для  России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе. Большую роль в активизации  сыграть средние фирмы.

     Высокие темпы развития высокотехнологичных  секторов экономики, которые можно  наблюдать последние десятилетия  в разных странах, сочетаются с ужесточением конкуренции в этой сфере. В этих секторах при сохранении роли старых конкурентных преимуществ появляются возможности для создания и использования  новых типов таких преимуществ. В современной экономике конкурируют и сосуществуют субъекты различных типов и размеров. Как показывает практика, в такой среде средней величины экономические субъекты имеют достаточно возможностей для участия в отраслевом производстве и конкурентной борьбе на отраслевом рынке.

     Все экономические субъекты в высокотехнологичных  отраслях сталкиваются с некоторыми общими проблемами, характерными для  этих сфер экономики: быстрой изменчивостью  окружающей среды, неопределенностью  перспектив развития рынка и отрасли, быстрым технологическим старением  продукции и появлением на рынке  технологий-конкурентов.

     Вопросы развития конкурентных преимуществ ставятся и на государственном уровне. Во многих европейских странах и в США организованы государственные комиссии, занимающиеся вопросами конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и национальной экономики в целом. Для российских компаний этот вопрос также актуален. К сожалению, государственные органы в России данной проблематике уделяют недостаточно внимания, а средний бизнес еще в меньшей степени, чем малый, является объектом государственной поддержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

     В современной России к настоящему времени сложилась принципиально  новая экономическая ситуация и  создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем  стало очевидно, что программа  экономических реформ нуждается  в серьезных изменениях и в  первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

1.1 Понятие о конкурентоспособности предприятия

     Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

     Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Также конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

     Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

     Конкурентоспособность предприятияэто относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия–производителя продукции  соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит  от конкурентоспособности товара и  совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

     Поскольку конкуренция предприятий на рынке  принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

     Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

     Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.

     Качество  товара - это степень достижения установленного технического уровня при  производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

     Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых  производителей той или иной продукции.

     Необходимо  учитывать и коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

     Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

     Такая же картина просматривается и  с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в  конкретном соперничестве с другими  товарами на рынке.

     В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого  продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.

     Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

          Организационные условия приобретения товаров производителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

      В настоящее время покупатель предъявляет  к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность  товара в течение всего срока  службы. Продавец со своей стороны  всемерно способствует тому, чтобы  ожидания покупателя оправдались, и  поэтому организация сильной  сервисной службы и ее эффективное  функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса  должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

Информация о работе Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики