Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1.Понятие о конкурентоспособности…………………………………………..5

1.2.Критерии и факторы конкурентоспособности……………………………...11

1.3.Роль государства в повышение конкурентоспособности………….............21

ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27

2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33

2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………...............44

Работа содержит 1 файл

Курсовая ред.docx

— 95.10 Кб (Скачать)
  • хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента работника;
  • умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;
  • учетная система поставки запасных частей;
  • система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;
  • обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания.

          Можно добавить, что конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товары очень тесно связанны, даже зачастую одно понятие вытекает из другого. Это два основополагающих понятия, которые необходимо знать.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия

     Для того, чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям и факторам.

     На  повышение конкурентоспособности  предприятия влияет сегментация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.

     Сегмент рынкаэто особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

     С помощью сегментации достигаются  следующие цели:

  • Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ.
  • Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания и предпочтения покупателя.
  • Уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка.
  • Увязка научно-технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей.
  • Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

     Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие  оказывают научно - технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

     Анализ  эффективности инвестиционных проектов конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  факторов, воздействующих на отношение  покупателей к предприятию и  его продукции и как результат  – изменение доли предприятия  в продажах на конкретном рынке: внутри страны, отраслевом, или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:

     Для товаров потребительского назначения это:

    • коммерческие условия: возможности предприятия предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретённого у предприятия товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
  • организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах предприятия или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний;
  • организация технического обслуживания продукции: объём предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и другие;
  • представление о фирме со стороны потребителей, её авторитете и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте её продукции, сервисе;
  • воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к её продукции;
  • выяснение мнения покупателей путём опросов.

     Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где  и как товары потребляются.

     Конкурентные  позиции фирмы на рынке зависят  также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны  национальных государственных органов  и других организаций путём предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре  рынков и другое.

     Конкурентоспособность товара - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и с условиями продажи сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

     При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической  и экономической информации, так  как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей  сбыта товара; отсутствие объективной  оценки уровня издержек потребления  у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.

     Подход  к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

     По  своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения  прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции, максимизацию прибыли, снижение издержек производства важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.

     К основным факторам этой оценки относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

     Искусство конкуренции сегодня в большей  мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто  без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

     Выпуская  конкурентоспособные товары, производитель  обеспечивает для себя прочное место  на рынке. В борьбе за конкурентоспособность  выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовыми.

     На  основе выявления рыночных изменений  конъюнктуры анализируемого товара производится отбор тех групп  товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей.

     Далее изучаются прогнозы появления новых  товаров-конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность продажи  которых очевидна и которые вызовут  жесткое соперничество между  конкурентами. После этого формируются  технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок  и тех технологий, без которых  невозможен выпуск нового товара.

     В конечном итоге выбор варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области  технологии, материального обеспечения. Правильно выбранный вариант  повышения конкурентоспособности  товара позволит в максимальной степени  избежать бессмысленных потерь и  получить итоги по анализу этого  широкого спектра товаров позволяет  сформулировать программу целенаправленного  изменения в производственной финансово-экономической  и сбытовой работе промышленной фирмы  для уменьшения ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

     Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта.

     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое больше, чем у конкурентов. Выпуская новую  продукцию и расширяя ассортимент  предлагаемых товаров, фирмы стремятся  снизить зависимость от одного товара, который может в любое время  с учетом непредсказуемых изменений  рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня прочие предприятия  и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров  народного потребления.

     Однако  создание нового товара - процесс чрезвычайно  сложный, так как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о  создании такой товарной массы, которая  полностью отвечает требованиям  рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выходы на рынок, непременные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

     При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременное  решение не о запуске нового, а  о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей  прибыли.

     Сегодня среди составляющих конкурентоспособности  товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские  свойства (функциональность, дизайн) и  уровень сервиса, под которым  понимается не только возможности ремонта, но и быстрота, с которой он может  быть произведен в любой точке  планеты.

     Рассмотрим  понятие конкурентоспособности  с позиции качества.

     Это очень важный критерий, характеризующий  возможности фирмы существовать в рыночных условиях.

     Понятие конкуренции (как и понятие качества) весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, олигополистическая, монополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная  и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимают: элемент рыночного механизма или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыль, получение заказа, или механизм регулирования пропорций общественного производства.

     При этом, конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

     Оценка  конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции  с соответствующей продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности  продукции выражается отношением полезного  эффекта к цене потребления, а  за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества.

Информация о работе Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики