Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1.Понятие о конкурентоспособности…………………………………………..5

1.2.Критерии и факторы конкурентоспособности……………………………...11

1.3.Роль государства в повышение конкурентоспособности………….............21

ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27

2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33

2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………...............44

Работа содержит 1 файл

Курсовая ред.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

     Характеристики  качества продукции не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

     Качество  продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы  конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности  товара до выхода на рынок; следует  относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой  имидж, влиять на состояние между  спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

     Являясь важным инструментом в борьбе за рынки  сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных  особенностей товара, которые могут  удовлетворить потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди  продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший  полезный эффект по отношению к суммарным  затратам потребителя. Безусловно, повышение  качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения  на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

     Модель  ценообразования на совершенных  рынках основывается на отсутствии любых  личных, временных или пространственных предпочтений. Это означает, что  транспортные затраты, затраты на доставку во всех случаях одинаковы, а стоимость удовлетворения потребности соответствует рыночной цене объекта потребления. Удовлетворение потребности приписывается исключительно объекту потребления. Подобные допущения, однако, не соответствуют реальности. Например, места покупки вовсе не являются нейтральными сточки зрения пользы. Они могут придать продукту дополнительную пользу (по причине престижа, приятной атмосферы, консультации или глубокого ассортимента).

     Из  вышесказанного следует, что политика цен понимается здесь в широком  смысле. Отправной точкой является процесс принятия решения о покупке, при котором оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынке. С этой точки зрения можно  легко прийти к единому мнению, что нет “цены в себе”, а  всегда есть “цена на что-то”. Это  делает понятие отношение “цена  – качество” центральным элементом  решений в рамках политики цен. Объектом решений является формирование отношения  “цена – качество”, соответствующего требованиям рынка и целям  предприятия.

     Если  под качеством понимается необходимая  потребителю совокупность вех вещественных и нематериальных элементов и  свойств продукта, то под ценой в широком смысле понимаются все субъективные или объективные затраты, связанные для потребителя с приобретением продукта - носителя качества. Цена может быть возмещена в денежной или натуральной форме, в форме каких-либо иных расходов покупателя.

     Объективная оценка соотношения “цена – качество”  осложняется проблемами измерения  общей цены продукта, то есть общих  затрат, связанных с его приобретением. Величина общей цены зависит от:

  • числа дополнительных элементов;
  • стоимости транспортировки товара;
  • стоимости поездки покупателя до места покупки и обратно;
  • скидок;
  • стоимости финансирования при покупке в кредит.

     Для принятия решений о ценах определяющими  величинами являются, таким образом, затраты, поведение потребителей и  поведение конкурентов. Ценообразование  на предприятии может быть ориентировано на одну из этих величин.

     1. Ценообразование, ориентированное на затраты.

     Политика  цен, ориентированная на затраты, исходит  из принципа покрытия всех или по крайней  мере значительной части затрат. Необходимая  информация берется из данных производственного  учета (расчета себестоимости). Калькуляция  является методическим средством, связывающим  расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два  вида калькуляции:

  • прогрессивная калькуляция, то есть на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая затраты. Недостатком метода можно назвать недоучет влияния рынка. Рассчитанная таким образом цена не гарантирует того, что она будет принята рынком;
  • метод обратной калькуляции основания на расчете, исходящем из продажной цены, и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами.

     2. Ценообразование, ориентированное на потребителей.

     Предметом анализа при установлении цен  является в этом случае готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен) и возможность  дифференцирования цен. Если не учитывать  необходимости оперировать ценами нижней границы цены, то при ориентации на потребителей нет непосредственной связи между затратами и установлением  цен. Если потребители имеют представление  о “правильной цене”, то ценообразование  должно учитывать эти представления. Напротив, представления покупателей  о “честных” ценах для многих новых продуктов образуются на основе требуемых за них цен.

     3. Ценообразование, ориентированное на конкурентов. В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одну из стратегий:

     во-первых, приспособление к рыночной среде;

     во-вторых, последовательное занижение цен;

     в-третьих, последовательно превышение цен, которое  основывается на высоком имидже и  качестве продукта. Для этого способа  определение цен характерно, что  продавец учитывает свои затраты  поведение потребителей.

     Политика  цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе  новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа клиентов, использования преимуществ массового  производства и отпугивания потенциальных  конкурентов. С помощью низкой цены воздвигаются барьеры для продуктов-подделок.

     Представленные  варианты цен ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативные, взаимоисключающие друг друга. Существует метод, связывающий эти три формы  ценообразования, - метод калькуляционного выравнивания. Он применяется чаще всего при одновременном назначении цен для многих продуктов. Его  специфика заключается в отказе от строго затратно ориентированного ценообразования для продуктов, которые являются индикаторами возможностей предприятия и для которых характерна высокая обозреваемость рынка.2 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Роль государства в повышении конкурентоспособности

     Имеющиеся в России конкурентные преимущества позволяют ей войти в первую половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности по отдельным показателям.

     Основные  причины низкой конкурентоспособности  обусловлены особенностями как российской рыночной системы, так и политики, проводимой государством и предприятиями. России следует активнее поворачивать от сырьевой к технологической ориентации развития экономики.

     Последнее десятилетие, проходящее под знаком глобализации, еще более обострило  проблемы конкурентоспособности экономик на мировом уровне. Для России первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности  страны с опорой на рост эффективности  деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования.

     На  основе обобщения позитивных наработок  нескольких теорий, так или иначе  затрагивающих анализ конкуренции, следует выделить пять основных типов  конкурентных преимуществ производителей.

     1. Ресурсные – конкурентные преимущества фирм, увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающимися по следующим причинам:

  • благоприятному налоговому и бюрократическому режимам, создаваемым правительством страны размещения капитала и позволяющим фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;
  • выгодному местоположению (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);
  • благоприятным условиям доступа к природным ресурсам и недвижимости;
  • низким процентным ставкам (дешевизной заемного капитала);
  • дешевизне (доступности) природных ресурсов (ресурсов литосферы и гидросферы территории) и рабочей силы.

     2. Технологические конкурентные преимущества производителей обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.

     3. Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.

     4. Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и их реализацией в политике фирм и государства.

     5. Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.

     Для повышения конкурентоспособности  российской экономики следует сосредоточиться  на следующих принципиально важных, но не в полной мере реализуемых (или  вообще не реализуемых) для России направлениях поддержки производителей.

       России необходимо в полной  мере использовать потенциал  поддержки ресурсных преимуществ производителей, включая тарифное и нетарифное регулирование и прямое субсидирование некоторых отраслей. Этот вывод обусловлен следующими соображениями:

  • большинство активных участников международной торговли используют прямые защитные меры в отношении своих сельскохозяйственных производителей;
  • объективные условия сельскохозяйственного производства в России между тем гораздо менее благоприятны, что лишний раз доказывает необходимость компенсации рентных различий;
  • меры прямой государственной поддержки в отношении высокотехнологичных отраслей обусловлены объективными ограничениями действия рыночного механизма в этих отраслях, поскольку длительные циклы НИОКР, а также высокая степень риска в инновационных проектах сдерживают развитие массовых рынков сбыта и частных источников финансирования в соответствующих отраслях.

       Макроэкономическая политика России остро нуждается в расширении использования инструментов косвенной поддержки национальных производителей, в частности налоговых и кредитных, широко применяемых в отраслях американской промышленности и сельского хозяйства. Будучи не менее эффективными с точки зрения отраслевых результатов они являются гораздо менее обременительными для государственного бюджета, а следовательно, носят гораздо менее проциклический характер.

       Решение принципиального для современной российской экономики вопроса об отраслевой структуре экономического роста, форме ориентации экономической структуры и месте России в международном разделении труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи – задача, которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решавших ее в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности.

       Учитывая опыт государственного регулирования в естественных монополиях (прежде всего в электроэнергетике), Россия должна продолжать реформы в газовой отрасли и электроэнергетике. Американская электроэнергетика, не являясь экспортоориентированной отраслью, тем не менее, сильно влияет на международную ценовую конкурентоспособность основных экспортеров. Принимая во внимание указанную выше необходимость повышения степени переработки исходного сырья и изменения сырьевой ориентации, задача ослабления давления материальных издержек на внутренние и экспортные цены в отраслях обрабатывающей промышленности приобретает актуальность и должна решаться в увязке с предыдущим направлением поддержки национального производства.

Информация о работе Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики