Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Переход мировой экономики в конце XX века на новую ступень научно-технического развития, связанный с использованием высоких технологий потребовал особого внимания к различным аспектам деятельности секторов экономики, занимающихся производством и реализацией наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Проблема развития этих секторов экономики стоит остро для России, которая рискует, не предприняв в ближайшее время активных действий в этом направлении, надолго остаться страной с экономикой, базирующейся преимущественно на добывающем секторе.
Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1.Понятие о конкурентоспособности…………………………………………..5
1.2.Критерии и факторы конкурентоспособности……………………………...11
1.3.Роль государства в повышение конкурентоспособности………….............21
ГЛАВА 2.ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
2.1. Факторы инновационной конкурентоспособности………………………..27
2.2.Анализ высокотехнологичный сектор экономики в кризисный период…………………………………………………………………………………….33
2.3.Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе……………………………………………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………...............44
Характеристики качества продукции не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.
Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Являясь
важным инструментом в борьбе за рынки
сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность
товара. Оно складывается из технического
уровня продукции и полезности товара
для потребителя через
Модель ценообразования на совершенных рынках основывается на отсутствии любых личных, временных или пространственных предпочтений. Это означает, что транспортные затраты, затраты на доставку во всех случаях одинаковы, а стоимость удовлетворения потребности соответствует рыночной цене объекта потребления. Удовлетворение потребности приписывается исключительно объекту потребления. Подобные допущения, однако, не соответствуют реальности. Например, места покупки вовсе не являются нейтральными сточки зрения пользы. Они могут придать продукту дополнительную пользу (по причине престижа, приятной атмосферы, консультации или глубокого ассортимента).
Из
вышесказанного следует, что политика
цен понимается здесь в широком
смысле. Отправной точкой является
процесс принятия решения о покупке,
при котором оцениваются
Если под качеством понимается необходимая потребителю совокупность вех вещественных и нематериальных элементов и свойств продукта, то под ценой в широком смысле понимаются все субъективные или объективные затраты, связанные для потребителя с приобретением продукта - носителя качества. Цена может быть возмещена в денежной или натуральной форме, в форме каких-либо иных расходов покупателя.
Объективная оценка соотношения “цена – качество” осложняется проблемами измерения общей цены продукта, то есть общих затрат, связанных с его приобретением. Величина общей цены зависит от:
Для принятия решений о ценах определяющими величинами являются, таким образом, затраты, поведение потребителей и поведение конкурентов. Ценообразование на предприятии может быть ориентировано на одну из этих величин.
1. Ценообразование, ориентированное на затраты.
Политика
цен, ориентированная на затраты, исходит
из принципа покрытия всех или по крайней
мере значительной части затрат. Необходимая
информация берется из данных производственного
учета (расчета себестоимости). Калькуляция
является методическим средством, связывающим
расчеты себестоимости с
2. Ценообразование, ориентированное на потребителей.
Предметом
анализа при установлении цен
является в этом случае готовность
потребителей платить определенную
цену (верхняя граница цен) и возможность
дифференцирования цен. Если не учитывать
необходимости оперировать
3. Ценообразование, ориентированное на конкурентов. В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одну из стратегий:
во-первых, приспособление к рыночной среде;
во-вторых, последовательное занижение цен;
в-третьих, последовательно превышение цен, которое основывается на высоком имидже и качестве продукта. Для этого способа определение цен характерно, что продавец учитывает свои затраты поведение потребителей.
Политика
цен, ориентированная на конкурентов,
часто применяется при вводе
новых продуктов с целью
Представленные
варианты цен ни в коем случае нельзя
рассматривать как
1.3 Роль государства в повышении конкурентоспособности
Имеющиеся в России конкурентные преимущества позволяют ей войти в первую половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности по отдельным показателям.
Основные причины низкой конкурентоспособности обусловлены особенностями как российской рыночной системы, так и политики, проводимой государством и предприятиями. России следует активнее поворачивать от сырьевой к технологической ориентации развития экономики.
Последнее
десятилетие, проходящее под знаком
глобализации, еще более обострило
проблемы конкурентоспособности экономик
на мировом уровне. Для России первостепенной
становится задача повышения
На основе обобщения позитивных наработок нескольких теорий, так или иначе затрагивающих анализ конкуренции, следует выделить пять основных типов конкурентных преимуществ производителей.
1. Ресурсные – конкурентные преимущества фирм, увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающимися по следующим причинам:
2. Технологические конкурентные преимущества производителей обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.
3. Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.
4. Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и их реализацией в политике фирм и государства.
5. Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.
Для
повышения
России необходимо в полной
мере использовать потенциал
поддержки ресурсных
Макроэкономическая политика России остро нуждается в расширении использования инструментов косвенной поддержки национальных производителей, в частности налоговых и кредитных, широко применяемых в отраслях американской промышленности и сельского хозяйства. Будучи не менее эффективными с точки зрения отраслевых результатов они являются гораздо менее обременительными для государственного бюджета, а следовательно, носят гораздо менее проциклический характер.
Решение принципиального для современной российской экономики вопроса об отраслевой структуре экономического роста, форме ориентации экономической структуры и месте России в международном разделении труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи – задача, которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решавших ее в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности.
Учитывая опыт государственного регулирования в естественных монополиях (прежде всего в электроэнергетике), Россия должна продолжать реформы в газовой отрасли и электроэнергетике. Американская электроэнергетика, не являясь экспортоориентированной отраслью, тем не менее, сильно влияет на международную ценовую конкурентоспособность основных экспортеров. Принимая во внимание указанную выше необходимость повышения степени переработки исходного сырья и изменения сырьевой ориентации, задача ослабления давления материальных издержек на внутренние и экспортные цены в отраслях обрабатывающей промышленности приобретает актуальность и должна решаться в увязке с предыдущим направлением поддержки национального производства.
Информация о работе Конкурентоспособность в инновационном секторе экономики