Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление способов обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;
- выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий в России;
- определить перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............ 3-4
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ………………………………………………………………. 5-18
1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........ 5-13
2. Факторы конкурентоспособности ………………………. 14-18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………….. 19-34
2.1. Оценка конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………............................... 19-27
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………….. 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 35-36
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….. 36-37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 123.87 Кб (Скачать)

     -изменение  порядка реализации продукции  на рынке;

     -изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

     -изменение  структуры и объемов кооперационных  поставок при производстве продукции  и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

     -изменение  структуры импорта и видов  импортируемой продукции.

     Принципы  и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

     -комплексном  изучении рынка и выборе направлений  коммерческой деятельности предприятия;

     -разработке  мероприятий по повышению конкурентоспособности  продукции;

     -оценке  перспектив продажи конкретных  изделий и формировании структуры  продаж;

     -разработке  предложений по развитию производственного  потенциала предприятия;

     -контроле  качества продукции;

     -установлении  цен на продукцию;

     -отборе  продукции при покупке через  тендеры и торги;

     -аттестации  продукции;

     -подготовке  технических заданий по созданию  новых образцов продукции;

     -решении  вопроса о включении в экспортную  программу и снятии продукции  с экспорта, либо ее модернизации;

     -подготовка  информации для рекламы продукции;

     -решении  вопроса о целесообразности патентования  и поддержания патента в действии;

     -разработке  мероприятий по стимулированию  разработчиков и поставщиков

     Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой  продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая  товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и  существенных с точки зрения потребителя.

     Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

     -параметров  качества (технических);

     -экономических  параметров.

     К группе технических относятся параметры  потребности, которые характеризуют  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения. К ним относятся:

     -параметры  назначения;

     -эргономические  параметры;

     -эстетические  параметры;

     -нормативные  параметры.

     Параметры назначения характеризуют области  применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

     К группе экономических параметров относятся  полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.

     Полные  затраты потребителя в общем  случае включают единовременные и текущие  затраты.

     Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности  показана на рис. 2.17

     

       

Рис.2 Схема параметров конкурентоспособности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2Перспективы  повышения  конкурентоспособности  российских предприятий

     Конкурентоспособность означает способность к конкуренции, основной задачей предприятия становится быть лучше, чем конкретный конкурент, который работает на том же рынке. На российском рынке в настоящее  время наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с  чем на данном этапе развития как  никогда  необходимы разработки по повышению конкурентоспособности  российских предприятий.

     Вследствие  чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых ( адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения  конкурентоспособности с учетом реальных условий российской экономики.

     «Конкурентоспособность»- понятие сложное, синтетическое, его  составляющими является множество  групп факторов, влияющих на состояние  и развитие производственной системы, а именно:

     - технологии системы организации  и управления предприятием;

     - технологии основного и вспомогательного  производства объекта управления;

     - характер экономического и политического  влияния внешней среды на производственную  систему;

     - уровень технической и экономической  подготовки персонала;

     -уровень  развития науки и техники в  конкретной и в смежных видах  деятельности общества;

     - насыщенность интересов в кажом  конкретном виде деятельности;

     -экономический  потенциал, привлекаемый и используемый  на предприятии.

     Структура конкурентоспособности предприятий  формируется из следующих составляющих:

  1. Конкурентоспособность предложения: товара, услуг, цен и т.д.;
  2. Конкурентоспособности ресурсов предприятия: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых;
  3. Конкурентоспособность предпринимательской идеи. Предпринимательская идея- это будущее видение продукта предприятия, способа удовлетворения потребностей клиента, способа поддержания и развития потенциала и способа управления предприятием.
  4. Конкурентоспособность Российского предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать компания. Чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ, тем благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и тем  более устойчивыми являются позиции фирмы в определенных сегментах рынка.

     Так же можно выделить основные критерии, оказывающие особое влияние на конкурентоспособность :

     - научно-техническую новизну;

     - практическую воплощенность (промышленную  применимость);

     -коммерческую  реализуемость, которая, в свою  очередь, означает способность  удовлетворить запросы потребителей;

     - дополнительно полученную прибыль  от инноваций;

     -текучесть  ключевых высококвалифицированных  кадров.18

     Рис 1

     Необходимо  обратить внимание на разработку и  внедрение нововведений, которые  необходимо использовать для повышения  конкурентоспособности. Для российских предприятий нововведениями является довольно значительное  количество различных законов , алгоритмов, механизмов, способов и разработок, уже существующих и применяемых в странах с  развитой  рыночной  экономикой, которые следует адаптировать под  специфику российского рынка.

     Инновации- это в первую очередь применение новшеств, не используемых до этого  или используемых не в полной мере.

     К конкурентным инновациям следует отнести  любые преобразования, связанные  с выявлением и реализацией потенциальных  возможностей предприятий, направленных на развитие, рост, универсализацию  процессов производства и удовлетворение спроса потребителей.

     Основным  механизмом создания инновационный  подход к повышению конкурентоспособности  предполагает не дополнительное  влияние  финансовых ресурсов, а их более рациональное использование, с учетом существующего потенциала внутри предприятия, отрасли, страны.19

     Выделим основные  проблемы , с которыми сталкиваются российские предприятия, препятствующие развитию и повышению конкурентоспособности  настоящее время. По сути эти проблемы являются факторами, отрицательно влияющими  на деятельность предприятий , требующими в свою очередь, поиска оптимальных  решений. Выделяют две основные  группы факторов : внешние и внутренние.

     К внешним факторам, затормаживающим  повышение конкурентоспособности  отечественных производителей в  настоящее  время, можно отнести:

  1. Незащищенность российского рынка от дешевой некачественной продукции; несовершенство законодательной базы, регламентирующих свободную конкуренцию и защиту прав собственника, а так же прав потребителей.
  2. Отсутствие  единого концептуального подхода, состояние научно- методологической базы формирования комплексной инновационной системы РФ
  3. Неспособность, несмотря на огромный научный  и технический  потенциал, к созданию коммерчески привлекательных товаров. При наличии большого количества технологий и разработок нет необходимого  механизма продвижения их в производство  и коммерциализации
  4. Неиспользование в полной мере потенциала отечественных ученых и специалистов для проведения необходимых исследований. Бессистемный характер разработок
  5. Состояние отечественной промышленности (отсутствие налаженных связей и контактов)
  6. Огромное  давление на отечественного  производителя со стороны зарубежных конкурентов, которые используют  любую возможность для ограничения рыночного пространств

 

  1. Внутренние  проблемы отечественных производителей, также существенно влияют на конкурентоспособность :
  2. Недостаточная эффективность и управления инновационными процессами, отсутствие структуры и координации.
  3. Слабо развитые инновационная политика
  4. Высокие издержки
  5. Безнадежно устаревшие технологии
  6. Слабая взаимосвязь инноваций и развитие экономических систем, степени соответствия и параметров развития
  7. Длительный период окупаемости нововведений.

     Таким образом, для минимизации отрицательного влияния на предприятия вышеперечисленных  факторов можно предложить следующий  комплекс мер:

     - Разработку новых количественных  и качественных показателей, определяющих  деятельность предприятия, для  эффективной диагностики развития  конкурентоспособности;

     -Снижение  уровня  риска инноваций путем  сбора информации  и разработки  предварительных  мероприятий,  связанных с последовательным  выполнением  первоочередных  действий, направленных  на снижение  уровня  риска до минимума

     - анализ экономической эффективности применяемых новаций, способствующих  повышению конкурентоспособности  производства в целом.

     

     Немаловажной  задачей и проблемой остается определение, расчет конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности  могут быть количественными и  качественными . В теории широко представлены методики расчета  количественных показателей  и слабо проработаны качественные критерии оценки  конкурентоспособности.

       Конкурентоспособность- это оценочный   показатель , отражающий степень  превосходства объекта, т.е. мы  сталкиваемся со сравнительной  оценкой. Многие авторы применяют  понятие конкурентоспособности,  имея в виду именно степень  превосходства одного объекта  над другим, что отражает  уровень  конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность- комплексный, синтетический показатель, включающий множество составляющих, которые отражают все стороны  деятельности предприятия. 20

Информация о работе Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)