Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление способов обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;
- выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий в России;
- определить перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............ 3-4
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ………………………………………………………………. 5-18
1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........ 5-13
2. Факторы конкурентоспособности ………………………. 14-18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………….. 19-34
2.1. Оценка конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………............................... 19-27
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………….. 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 35-36
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….. 36-37
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.4
Другой
австрийский экономист и
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности определенных последствий конкурентной борьбы.
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.
Конкуренция
— это соперничество между
участниками рыночного
Конкуренция
— это экономический закон
рыночного хозяйства. Она происходит
между продавцами и покупателями,
среди продавцов и среди
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их продать.
Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке
используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
- способность отдельного производителя и потребителя влиять на
рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
- отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через
конкуренцию
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1) обостряет противоречия экономических интересов,
2) чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе,
3) обусловливает рост непроизводительных издержек,
4) побуждает создание монополий,
5) отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6) не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт),
7) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как :
- ухудшение материального положения определенной части населения,
- безработица,
- социальная несправедливость.
- противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Без
вмешательства государственных
структур конкуренция может превращаться
в разрушительную силу для экономики.
Для обуздания конкуренции и
удержания ее на уровне нормального
стимулятора экономики
Кроме
этого, конкуренция выполняет
1)Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
2) Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-
предприятия, которые
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
3)Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
4)Функция
контроля. Конкуренция ограничивает
и контролирует экономическую силу каждого
предприятия, возможность выбора среди
нескольких продавцов. Чем совершеннее
конкуренция, тем справедливее цена.7
1.2 Факторы конкурентоспособности
В эпоху глобализации и интернационализации производства
единственным
критерием эффективности и
Конкурентоспособность предприятия- это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.9
Конкурентоспособность
производства включает в себя такие
понятия как «
Внешние факторы включают в себя:
-
факторы производства, влияющие
на формирование конкурентного
преимущества организации в
- активность конкуренто;
-факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;
- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
-действия правительства;
-степень
приватизации предприятий
--случайные события.
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия.11 Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в так называемый, национальный ромб- систему свойств страны, формирующих конкретную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирмы этой страны. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосурдарствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства.12
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подроно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и мененджмента.
Эти факоры влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий.13 С нашей точки зрения, изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации.Так же следует добавить и психологический .
Информация о работе Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)