Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление способов обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;
- выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий в России;
- определить перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............ 3-4
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ………………………………………………………………. 5-18
1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........ 5-13
2. Факторы конкурентоспособности ………………………. 14-18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………….. 19-34
2.1. Оценка конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………............................... 19-27
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………….. 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 35-36
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….. 36-37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 123.87 Кб (Скачать)

     Под рыночной эффективностью понимается максимально  возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения  ряда условий:  близость к потребителю; анализ  конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных конактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельносьт организации и сегодняшний быстромеяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.14

     Экологическая эффективность означает минимизацию  цщерба окружающей среды, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Украины, и зависит  от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической  культуры персонала.

     Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности мененджмента, на уровень  которой влияют  личные качества мененджеров, способность руководства  разрабатывать и реализовывать  стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и  умение подбирать высококвалефицированных  кадров.

     Психологический фактор включает в себя трудовую этику- желание  и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень  претензий, дух конкуренции, умение каждого члена  коллектива подчинить  свои личные интересы общей задаче – производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному  определению, но влияет на работу всего  предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому  манипулированию, а изменяется в  течение большого промежутка времени. Поэтому, несомтря на отсутсвие убедительных методик изучения, игнорировать его  нельзя.15

     Создание  факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.

       Нужно отметить следующую важную  особенность. Очень велика  роль  существования специализированных  и развитых факторов. Как правило,  их развивают сами фирмы и  предприятия, как наиболее знающие,  что им нужно именно сейчас  для обеспечения конкурентного  преимущества. Правительственное же финансирование создания факторов ориентируется на основные и общие факторы, как создающие базу для факторов более высокого порядка.

       Мировой опыт показывает, что  государственные меры по совершенствованию  специализированных и развитых  факторов, как правило, терпят  неудачу из-за не динамичности  самой государственной системы. 

       То есть, можно сделать вывод о том, создавать и совершенствовать сразу все типы факторов невозможно. То, какие факторы создаются, совершенствуются и эффективно используются, зависит от характера спроса на рынке, наличия и возможностей родственных и смежных предприятий, характера конкуренции и целей самого предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСЬ  ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ  УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     2.1Оценка  конкурентоспособности  Российских предприятий

     Оценка  конкурентоспособности предприятия  на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе  технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные  возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять  для обеспечения конкурентных позиций  на конкретном рынке.

     Такая оценка должна содержать следующие  показатели: потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу, как  в целом, так и по отдельным  видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной  продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или  их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”); потребность  в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер  и приёмов, которыми предприятие  может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления  о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции  на основе собственных разработок и  изобретений, обеспеченных патентной  защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении  сроков поставок товаров и услуг.

     Результаты  исследования берутся за основу при  разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

     В современных условиях конкурентоспособность  предприятия на рынке является главным  критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

     В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится  в настоящее время почти на нулевом уровне.

     По  методике оценки конкурентоспособности  предприятия наше предложение заключается  в следующем:

     -уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

     -отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

     -отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

     -прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.

     Конкурентоспособность предприятия (К пред ) можно определять в статике и динамике. В статике  она определяется с учётом весомости  товаров и рынков, на которых они  реализуются:

       n

       пред = S ai bi * Кi j → 1,

     i=1

     где:

     ai – удельный вес i-го товара  организации в объёме продаж  за анализируемый период, доли  единицы, i =1,2… n,  n

     S ai = 1;

     i=1

     bi – показатель значимости рынка,  на котором представлен товар  организации. Для промышленно  развитых стран значимость рынка  Фатхутдиновым рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5;

     Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.

     Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным  показателем. Она представляет собой  характеристику товара, отражающую его  отличие от товара - конкурента по степени  удовлетворения конкурентной общественной потребности.

     Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема  оценки конкурентоспособности представлена на рисунке 1

     

     рис.1 Оценка конкурентоспособности Российских предприятий.

     Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

     -если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

     -если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

     Основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

     -рассматриваются  изменения в требованиях постоянных  заказчиков продукции;

     -анализируются  направления развития аналогичных  разработок;

     -рассматриваются  сферы возможного использования  продукции;

     -анализируется  круг постоянных покупателей.

     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его развития, связанное с длительностью  осуществления разработки и производства товаров.

     На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих  в оценке.

     При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

     По  каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько  эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

     Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции  нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В  то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться  как преимущество продукции, поскольку  с точки зрения потребителя оно  часто является бесполезным и  потребительской стоимости не увеличивает.

     Исключения  могут составить случаи, когда  покупатель заинтересован в некотором  превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в  будущем.

     Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности  по этой группе.

     Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

     Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует  также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие  рекламы, торгово-политические отношения  между странами и т.д.16

     В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:

     -изменение  состава, структуры применяемых  материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции  продукции;

     -изменение  порядка проектирования продукции;

     -изменение  технологии изготовления продукции,  методов испытаний, системы контроля  качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

     -изменение  цен на продукцию, цен на  услуги, по обслуживанию и ремонту,  цен на запасные части;

Информация о работе Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)