Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление способов обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;
- выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий в России;
- определить перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............ 3-4
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ………………………………………………………………. 5-18
1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........ 5-13
2. Факторы конкурентоспособности ………………………. 14-18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………….. 19-34
2.1. Оценка конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………............................... 19-27
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………….. 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 35-36
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….. 36-37
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных конактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельносьт организации и сегодняшний быстромеяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.14
Экологическая
эффективность означает минимизацию
цщерба окружающей среды, что особенно
актуально на данном этапе развития
экономики Украины, и зависит
от экологической оптимизации
Конкурентоспособность
предприятия во многом зависит от
эффективности мененджмента, на уровень
которой влияют личные качества
мененджеров, способность руководства
разрабатывать и реализовывать
стратегию предприятия и
Психологический фактор включает в себя трудовую этику- желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче – производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несомтря на отсутсвие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.15
Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.
Нужно отметить следующую
Мировой опыт показывает, что
государственные меры по
То есть, можно сделать вывод о том, создавать
и совершенствовать сразу все типы факторов
невозможно. То, какие факторы создаются,
совершенствуются и эффективно используются,
зависит от характера спроса на рынке,
наличия и возможностей родственных и
смежных предприятий, характера конкуренции
и целей самого предприятия.
ГЛАВА 2
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
КАК НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-
2.1Оценка конкурентоспособности Российских предприятий
Оценка
конкурентоспособности
Такая
оценка должна содержать следующие
показатели: потребность в
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
В
современных условиях конкурентоспособность
предприятия на рынке является главным
критерием эффективности
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.
По методике оценки конкурентоспособности предприятия наше предложение заключается в следующем:
-уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
-отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
-отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
-прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.
Конкурентоспособность предприятия (К пред ) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
n
пред = S ai bi * Кi j → 1,
i=1
где:
ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n, n
S ai = 1;
i=1
bi
– показатель значимости рынка,
Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Конкурентоспособность
определяется совокупностью свойств
этой продукции, входящих в состав ее
качества и важных для потребителя,
определяющих затраты потребителя
по приобретению, потреблению (эксплуатации)
и утилизации продукции. Общая схема
оценки конкурентоспособности
рис.1 Оценка конкурентоспособности Российских предприятий.
Оценка
конкурентоспособности
-если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
-если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
-рассматриваются
изменения в требованиях
-анализируются
направления развития
-рассматриваются
сферы возможного
-анализируется круг постоянных покупателей.
Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров.
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.
По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ
конкурентоспособности
Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.
Результаты
оценки конкурентоспособности
Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.16
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:
-изменение
состава, структуры
-изменение
порядка проектирования
-изменение
технологии изготовления
-изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
Информация о работе Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)