Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление способов обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий;
- выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий в России;
- определить перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............ 3-4
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ………………………………………………………………. 5-18
1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........ 5-13
2. Факторы конкурентоспособности ………………………. 14-18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………….. 19-34
2.1. Оценка конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………............................... 19-27
2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий …………………………………………………………….. 28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 35-36
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….. 36-37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 123.87 Кб (Скачать)
 

                      Министерство образования и науки Российской Федерации

      Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

      Институт  экономики

      Кафедра экономической теории 
 

      Дисциплина  «Экономическая теория» 
 
 

      Курсовая  работа

      Конкурентоспособность: способы ее обеспечения

      (микроуровень) 
 
 

      Выполнила: студентка

      1 курса специальности

      «Коммерция  (торговое дело) »

      Давтян  Сатеник Грачиковна

      Руководитель: к.э.н.,

      Профессор Беляева Ю.В.

      . 
 
 
 

Кострома 

2011

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………............      3-4

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ  ……………………………………………………………….    5-18

    1. Конкуренция и конкурентоспособность ……………........     5-13
    2. Факторы конкурентоспособности ……………………….    14-18

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ  УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………..    19-34

               2.1. Оценка конкурентоспособности  российских предприятий …………………………………………………………...............................     19-27

               2.2. Перспективы повышения конкурентоспособности  российских предприятий ……………………………………………………………..       28-34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………       35-36

БИБЛИОГРАФИЯ  ……………………………………………………..         36-37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности  фирмы. Конкуренция - одна из главных  черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг.

     С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности. Существуют различные подходы к  понятию и оценке конкурентоспособности  фирмы.

     К важным конкурентным преимуществам  относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического  планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор  конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем  более благоприятные предпосылки  она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции  она может занять на отдельных  сегментах этого рынка.

     В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям  потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том. что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или  нет - зависит от конкурентоспособности  предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

     Тема  данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров  и услуг фигурируют различные  фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой  их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров  и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

     Объектом  исследования являются предприятия  и их конкурентоспособность.

     Предметом исследования являются конкурентные отношения  на микроуровне.

     Целью данного исследования является выявление  способов обеспечения конкурентоспособности  предприятий.

     Основными задачами исследования являются:

     - проанализировать факторы, влияющие  на конкурентоспособность предприятий;

     - выявить особенности обеспечения  конкурентоспособности предприятий  в России;

     - определить перспективы повышения  конкурентоспособности российских  предприятий.

     Необходимо  отметить, что рассмотрению проблем  обеспечения конкурентоспособности  предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и  литературных публикаций.

     Курсовой  проект объемом 34 страницы состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка литературы и из  источников. 
 

     ГЛАВА 1

     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЕЧСКАЯ

     КАТЕГОРИЯ

    1. Конкуренция и конкурентоспособность
 

     Ход рыночных преобразований требует должного учета и целенаправленного использования  реальных возможностей конкуренции. Однако связанные с ней проблемы остаются нерешенными и, видимо, всегда будут  сложными и далеко не всегда теоретически прозрачными. Как и в прошлом, одним из наиболее трудных и плохо  понимаемых аспектов концепции всеобъемлющих  систем является отношение к конкуренции, как к части внешнего окружения  организации.

     В литературе посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода  к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как  элемент рыночного механизма, который  позволяет уравновесить спрос и  предложение. Этот подход характерен  для классической экономической  теории. Третий подход  определяет конкуренцию  как критерий, по –которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

     Конкуренция – есть особый вид по замыслу  честной экономической борьбы, в  которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

     - соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие  условия производства, купли и  продажи товаров;

     - соперничество между участниками  рынка за лучшие условия производства  и реализации продукции.

     - соперничество на рынке между  производителями товаров и услуг  за долю рынка, получение максимальной  прибыли или достижение иных  конкретных целей.1

     Для литературы совестного периода характерно отрицательное отношение к конкуренции  в целом. Конкуренция определяет как < антагонистическая форма  экономического соревнования частных  товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях  капиталистического способа производства. Цель конкуренции борьба за получение  возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение  мелких и средних товаропроизводителей, банкротства  предприятий>.

     В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное. Например, < конкуренция естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются  потребители; в интересах получения прибыли  поставщики, изготовители продукции  и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей>. 2

       Конкуренция выступает в качестве  силы, обеспечивающей взаимодействие  спроса и предложения, уравновешивающей  рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей  устанавливается  общая цена на однородные товары  и конкретный  вид кривых спроса  и предложения.

     В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка.

       В других исследованиях понятие  конкуренции определяется с иных  позиций. Так, Р. Макконел и  Л. Брю считают, что обязательными  условиями конкуренции являются: наличие на рынке большого  числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса , а также свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

     Во  втором дополненном издании Толкового  словаря рыночной экономики указано: Конкуренция это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью  обеспечить лучшие возможности сбыта  своей продукции, удовлетворяя разнообразные  потребности покупателей. На мировом  рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности  предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование  Конкуренции Иностранных Продавцов  Позволяет Достигать Более Выгодных Условий Закупок.3

     «Конкуренция  представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с  конкурентами за удовлетворение объективных  или субъективных потребностей в  рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня  движущей силой развития субъектов  и объектов управления, общества в  целом, рыночного хозяйства страны».

     Классической  экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.

     Следовательно, акцент делался на таком поведении  продавцов и покупателей, которое  характеризовалось честным, без сговора

     соперничеством  за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании.

     Рынок называется конкурентным, когда число  фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».

Информация о работе Конкурентоспособность: способы ее обеспечения (микроуровень)