Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы конкурентоспособности продукции 5
Понятие конкурентоспособности продукции 5
Факторы конкурентоспособности продукции 6
Показатели конкурентоспособности продукции 7
Оценка конкурентоспособности продукции 16
Комплексный метод оценки конкурентоспособности 16
Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара 20
Оценка конкурентоспособности продукции
по многоугольнику 22
Метод матрицы Нильсена 23
Пути повышения конкурентоспособности продукции 24
Повышение качества продукции 25
Стимулирование сбыта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 107.38 Кб (Скачать)
"1">
  • устанавливается перечень показателей конкурентоспособности товара;
  • устанавливаются (выбираются) нормативные значения показателей конкурентоспособности товара;
  • устанавливается весомость показателей конкурентоспособности товара исходя из стоимости их достижения и важности в обеспечении конкурентоспособности;
  • собирается и обрабатывается информация о показателях конкурентоспособности товаров (приоритетного конкурента и анализируемого).
  • строится многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг – нормативы, увеличенные на 20% (на случай перевыполнения норматива), внутренние точки на радиальных лучах – приведенные значения показателей конкурентоспособности товара.
  •     Приведенное значение показателя конкурентоспособности  товара (Пприв) определяется по формуле:

        Пприв = Пiаi, где

        Пi – нормативное или фактическое значение i-го показателя конкурентоспособности товара;

        аi – весомость i-го показателя конкурентоспособности товара: .

        Затем измеряется площадь многоугольника, чем больше площадь, тем лучше, выше конкурентоспособность.

        Но  этот метод имеет недостатки:

    1. многоугольник позволяет только наглядно представить, но не оценить положения конкурентов и организации-изготовителя по любым установленным показателям.
    2. многоугольники можно строить по любой группе показателей, в любой области, но только одного уровня иерархии

        2.4 Метод матрицы Нильсена

        Основу  этого метода составляет таблица  оценки коммерческого успеха нового товара. Метод предусматривает:

    1. комплексную оценку конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев – товарных, сбытовых, рыночных, производственных;
    2. градацию уровня коммерческого успеха по трем группам – «ниже среднего», «средние», «выше среднего»;
    3. характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.3

        Метод в большей степени применим для  оценки тактической или фактической  конкурентоспособности.

        В разных методах оценки конкурентоспособности  предприятия используются различные  группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование  только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод. 
     
     
     

        Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции

        В конкурентной политике относительно товара принимается во внимание способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара является важнейшим условием выживания на рынке. Таким образом, значение повышения конкурентоспособности продукции состоит в том, что способы такого направления влияют на формирование более эффективной системы хозяйствования в условиях рыночных отношений.

        Разработка  мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ведется  на основе оценки конкурентоспособности  продукции. В результате оценки могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

      • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,   полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
      • изменение порядка проектирования продукции;
      • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
      • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и   цен на запасные части;
      • изменение порядка реализации продукции на рынке;
      • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
      • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве   продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
      • изменение системы стимулирования поставщиков;
      • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции и др.
     

        Подводя итог можно выделить три главных пути повышения конкурентоспособности:

        1) повышения качества продукции

        2) снижение цены на продукции

        3) улучшение сбыта продукции.

        Рассмотрим  некоторые пути повышения продукции  подробнее.

        3.1 Повышение качества продукции

        Повышение качества продукции является специфической формой проявления закона экономии рабочего времени: общая сумма затрат общественной работы на изготовление и использование продукции более высокого качества, даже если достижение такой связанно с дополнительными затратами, значительно сокращается.

        Повышение качества и, соответственно, конкурентоспособности продукции влияет не только на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж и конкурентоспособности производства в целом.

        На  уровень качества продукции влияет множество разноплановых показателей. Достичь необходимого уровня качества, а, следовательно, и конкурентоспособности, реализуемых на соответствующих рынках товаров можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве.

        Совокупность  важнейших конкретных способов (показателей) повышения качества и конкурентоспособности  всех видов продукции изображено на рис. 3.1.1. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические и социальные.

        Среди  технических способов (показателей) повышения качества продукции определяющее место принадлежит постоянному  усовершенствованию проектирования, технико-технологической  базы предприятия. Это обусловливается тем, что необходимые основы технического уровня и качества изделий формируются в процессе их проектирования. Именно в этом цикле происходит комплекс лабораторно-исследовательских и конструкторских работ,

          

        Рис. 3.1.1 Основные способы (показатели) повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятия

    направленных  на обеспечение необходимых (желаемых) технико-экономических параметров образцов продукции. Достижение запроектированного уровня качества какой-либо продукции возможно только при помощи условии высокой технической оснащенности производства, внедрения новой технологии, строгого выполнения технологической дисциплины.

        К важным и эффективным способам целенаправленного  повышения качества продукции, ее конкурентоспособности  на мировом рынке в целом  обоснованно относят улучшение стандартизации как главного инструмента фиксации и обеспечения определенного уровня качества. Однако именно стандарты и технические условия отражают современные требования потребителей к техническому уровню и других качественных характеристик изделий, отражают тенденции развития науки и техники.

        Рыночные  условия управления предполагают активное и широкое использование организационных  показателей повышения качества продукции на всех предприятиях. К  приоритетным относятся: внедрение  современных форм и методов организации  производства и управления ими, которые  делают возможным эффективное использование  высокоточной техники прогрессивной (бездефектной) технологии; усовершенствование методов технического контроля и  развитие массового самоконтроля на всех стадиях изготовления продукции.

        Насущной  потребностью является разработка и  использование разнообразных форм и методов действующего социально-экономического влияния на всю цепочку процессов  формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной  продукцией. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система  прогнозирования и планирования качества продукции, установления принятых для продуцентов и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий работников предприятия, а формами влияния социального – всесторонняя активизация человеческого показателя, проведение эффективной кадровой политики, создание необходимых условий труда и жизнедеятельности.

        В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

        3.2 Стимулирование сбыта

        Важное место в продвижении продукта на рынке занимает стимулирование сбыта.

        Стимулирование  сбыта влияет на поведение потребителя, превращая его из потенциального в реального покупателя. Есть операции по стимулированию сбыта, которые относятся  к жесткому типу - существенное снижение цен, продажа дополнительного количества товара при неизменных ценах. Это  эффективно, если речь идет о коротком отрезке времени, но дорого обходятся  производителю.

        В настоящее время эти операции по стимулированию сбыта носят более мягкий характер (игры, конкурсы покупателей и пр.). Они более эффективны в создании позитивного имиджа товара.

        Сочетание "жестких" и "мягких" методов  стимулирования сбыта побуждает  покупателя к совершению немедленной  покупки и если стимулирование сбыта  отвечает ожиданиям покупателя и  согласуется со спецификой товара, то оно внушает потребителю симпатию, интерес и преданность с меньшими затратами.

        Стимулирование  сбыта может преследовать многие цели. Выбор зависит от того, на кого направлено стимулирование (целевых  аудиторий). Потребитель, несомненно, обладает наибольшей значимостью. Вся политика маркетинга сводится к воздействию  именно на потребителя. Широкий спектр приемов стимулирования сбыта был  создан с единственной целью - самым  эффективным образом привлечь потребителя  к товару и удовлетворить его  запросы. 

        В целом стимулирование сбыта (предоставление различного рода льгот и скидок) включает следующие методы:

      • предоставление бесплатных образцов продуктов.
      • свободная демонстрация и возможность проверки (эксплуатации, использования) продукта.
      • непосредственное распространение информационных листков с предложениями льгот и скидок агентами по сбыту.
      • рассылка информационных материалов и предложений о скидках и льготах по почте.
      • распространение информационных материалов и предложений о скидках и льготах через газеты.
      • распространение информационных материалов и предложений о скидках и льготах через специализированные журналы и приложения к ним.
      • объявления о гарантиях возврата денег.
      • снабжение покупки мелким подарком.
      • образование пакета из нескольких продуктов со скидкой.
      • организация конкурсов и лотерей для потенциальных потребителей.
      • демонстрация товара в точке реализации.

        Но  у каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки. Оценка методов стимулирования сбыта приведена в таблице 3.2.1. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Таблица 3.2.1

    Информация о работе Конкурентоспособность продукции