Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы конкурентоспособности продукции 5
Понятие конкурентоспособности продукции 5
Факторы конкурентоспособности продукции 6
Показатели конкурентоспособности продукции 7
Оценка конкурентоспособности продукции 16
Комплексный метод оценки конкурентоспособности 16
Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара 20
Оценка конкурентоспособности продукции
по многоугольнику 22
Метод матрицы Нильсена 23
Пути повышения конкурентоспособности продукции 24
Повышение качества продукции 25
Стимулирование сбыта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 107.38 Кб (Скачать)

    2.1 Комплексный метод оценки конкурентоспособности

    Этот  метод основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Оценка  уровня конкурентоспособности товара начинается с обоснования или  уточнения цели и задач по ее достижению (рис. 2.1.1). Главной целью оценки конкурентоспособности товара является обеспечение постоянной привлекательности конкретного товара на рынке, наделение его преимуществами по сравнению с аналогичным по назначению товаром конкурентов. В зависимости от конкретных условий на рынке и возможностей фирмы достижение этой цели может быть связано с решением различных задач, которые определяют содержание и объем необходимой информации о рынке, товаре и конкурентах. Такими задачами, например, могут быть производство и вывод нового товара на национальный или международный рынок; повышение конкурентоспособности существующего на рынке товара по сравнению с товаром-эталоном; оценка перспективного конкурентного статуса товара и фирмы; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности по отдельным параметрам товара; регулирование цены потребления товара; изменение стратегии и тактики маркетинга на конкретном рынке в связи с появлением на рынке новых производителей аналогичного товара и т.д.

    Определив цель оценки анализа конкурентоспособности  товара, переходят к сбору и  комплексному исследованию данных о  рынке, покупателях и конкурентах 

    

      

    

    

    

      

    

    

    

    

      

    

    

    

    

    

      
 

    Рис.2.1.1 Схема оценки уровня конкурентоспособности товара

    На  основе комплексного исследования, которое  проводится с использованием методов  и инструментарии маркетинговых  исследований, определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры  оценки товара.

    Прежде  всего, анализируются показатели качественных параметров, такие, как нормативно-производственные, консументные и классификационные. Так, анализ нормативно-производственных параметров начинается с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности.

    Для оценки нормативных параметров используется специальный показатель, который  имеет только два значения – 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, - то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру:

    Iнп = ,

    где qi – частный показатель по i-му нормативному параметру;

    m – число нормативных параметров, подлежащих оценке.

    При оценке консументных параметров устанавливается, какие свойства товара наиболее ценны  для покупателя, а затем определяется соответствие свойств существующего  товара этой потребности или эталону. В количественном отношении такая  оценка может быть произведена по формуле:

     , где

    Кi – частный консументный показатель по i-му параметру;

    Pнi – величина i-го параметра анализируемого изделия;

    Pэi – величина i-го параметра эталонного изделия (например, товара-конкурента).

    После расчета других частных консументных показателей определяют общий

показатель  по консументным параметрам (Ккп):

    , где

    αi – удельный вес i-го параметра из общего числа параметров (m);

    m – число параметров, по которым осуществляют оценку способности.

    Рассчитанный  общий показатель Кпк показывает, насколько создаваемый (или уже созданный) товар соответствует эталонному товару по данному параметру. На практике такое сопоставление возможно с товаром-конкурентом. Поэтому реальное значение Ккп должно быть проверено на соответствие конкретной потребности:

    , где

    Рнi – величина консументного параметра создаваемого изделия;

    Ркi – величина консументного параметра изделия-конкуента.

    Оценка  экономических параметров конкурентоспособности  связана с определением цены потребления  анализируемого (или создаваемого) изделия и сравнением ее с ценой  потребления товара-конкурента. Сравнение  цен потребления производится по формуле:

    , где

    Э – общий показатель по экономическим  параметрам;

    Цпа – цена потребления анализируемого изделия;

    Цпк – цена потребления товара-конкурента.

    Конкурентоспособность товара как относительный и комплексный  показатель привлекательности товара обладает также свойством, как индивидуальность, так как отражает потребности  конкретных покупателей и конкретных рынков.

    Успех товара на рынке определяют все факторы  конкурентоспособности, в том числе  и маркетинговые параметры, которые  могут быть причиной шанса или  риска при выводе товара на рынок.

    Единичные и групповые показатели по маркетинговым  параметрам могут быть рассчитаны по выражениям, аналогичным тем, которые  используются при оценке качественных и экономических параметров.

    После определения общих показателей  конкурентоспособности по качественным, экономически и маркетинговым параметрам рассчитывается интегральный показатель уровня конкурентоспособности изделия:

    .

    При Кин ≥ 1 изделие считается конкурентоспособным.

    2.2 Метод экспертной оценки конкурентоспособности  товара

    Конкурентоспособность товара следует оценивать по основным статичным факторам (качество, цена товара, качество сервиса потребителей товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на использование товара). Результативность статичных факторов определяют динамичные факторы –  качество управления процессами.

    Интегральный  показатель конкурентоспособности  товара можно оценивать экспертным путем по двум методам: без учета весомости факторов и с учетом весомости факторов.

    В любом случае эти методы применяются  при невозможности применения более  точных количественных методов оценки.

    При использовании экспертной оценки конкурентоспособности товара без учета весомости факторов используется система 11111-55555. Конкурентоспособность определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товара низкого качества, предлагаемый по высокой цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплуатационные затраты, будет иметь оценки 1-2 балла и его конкурентоспособность может быть, например, 1211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 5(1+1+1+1+1), максимальное 25(5+5+5+5+5). Оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 6 из 25, т.е. в четыре раза отстает от лучших образцов.

    При использовании экспертной оценки конкурентоспособности товара с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек.

    Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой  аккредитованной организацией.

    После формирования экспертной группы выполняется  подготовительная работа, включающая издание приказа (распоряжения) об организации  оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработку исходных данных для оценки. Затем строится система  баллов для оценки.

    Например, система баллов показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

    Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем  по системе баллов, будет равна:

    , где

    Кт – конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);

    n – количество экспертов;

    Бij – экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара; αj – весомость j-го фактора (от 4 до 1);

    5 – максимальная оценка фактора.

    Рассмотрим  пример. Группа специалистов оценила  каждый фактор какого-то товара баллами, приведенными в таблице 2.2.1.

    Таблица 2.2.1

    Экспертная  оценка факторов конкурентоспособности  товара2

Эксперт       Оценка  экспертов
КТ ЦТ КС ЭЗ
1.Руководитель

2.Конструктор

3.Маркетолог

4.Экономист

5.Технолог

3

4

3

4

4

3

3

3

3

4

4

4

3

4

4

3

4

3

4

3

Сумма баллов 18 16 19 17
Средний балл 3,6 3,2 3,8 3,4

    Подставляем в формулу  данные из таблицы, получаем:

    Кт =

    Таким образом, экспертная группа конкурентоспособность  товара оценила в 7 баллов из 10, т.е. у  организации имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности  товара по всем направлениям.

    2.3 Оценка конкурентоспособности продукции по многоугольнику

    Порядок анализа конкурентоспособности  товара по многоугольнику следующий:

Информация о работе Конкурентоспособность продукции