Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы конкурентоспособности продукции 5
Понятие конкурентоспособности продукции 5
Факторы конкурентоспособности продукции 6
Показатели конкурентоспособности продукции 7
Оценка конкурентоспособности продукции 16
Комплексный метод оценки конкурентоспособности 16
Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара 20
Оценка конкурентоспособности продукции
по многоугольнику 22
Метод матрицы Нильсена 23
Пути повышения конкурентоспособности продукции 24
Повышение качества продукции 25
Стимулирование сбыта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надежность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потребностей клиента; безопасность обслуживания (в юридическом, финансовом и моральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания.
Количественные характеристики какого-либо свойства товара, определяющие качество, называются показателями качества.
Показатели качества могут классифицироваться по следующим критериям: характеризуемые свойства, способ измерения, способ использования, стадия определения и др.
Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента. Таким образом, оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования.
Оценочные
показатели характеризуют свойства
товара, которые определяют его качество.
Оценочные показатели используются
для анализа соответствия параметров
продукции технологическим
Оценка
соответствия параметров продукции
технологическим требованиям и
стандартам, как правило, осуществляется
на стадии производства и аттестации
товара. Поэтому эту группу оценочных
показателей можно условно
Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности производится чаще в процессе использования товара. Поэтому эту группу оценочных показателей условно можно назвать консументной (от англ. consume – потреблять).
Консументные оценочные показатели имеют особое значение в системе комплексной оценки конкурентоспособности товара. Они обычно подразделяются на групповые и конкретные показатели. Среди групповых показателей выделяют функциональные, надежностные, эргономические и эстетические.
Функциональные оценочные показатели включают, например, такие единичные показатели, как совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функций.
Надежностными оценочными показателями являются безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость:
Эргономические оценочные показатели объединяют такие конкретные показатели, как гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические:
В группу эстетических оценочных показателей включают такие конкретные показатели, как рациональность формы, художественная выразительность, целостность композиции, совершенство и стабильность товарного вида:
4) показатель совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида характеризует зависимость товарного вида изделия от конкретных условий производства и специфики эксплуатации.
Экономические показатели.
Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (Цп) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Цэ), использованием этого товара в период его жизненного цикла:
Цп = Цт + Цэ
Принимая решение о покупке, покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на то, во сколько обойдется ему эксплуатация, содержание этого товара в процессе его использования. Установлено, например, что расходы по эксплуатации многих видов товаров во много раз превосходят цену, по которой их приобретают. Так, рыночная цена грузового автомобиля составляет лишь 15% общих расходов по его эксплуатации, магистрального самолета – 10%, а трактора – 20%.
Поэтому,
определяя уровень
Затраты по эксплуатации товара в общем случае включают: затраты по обслуживанию товара (изделия, установки, прибора); расходы на топливо, электроэнергию, сырье и материалы; затраты на текущий ремонт; затраты на сервисное обслуживание по окончании гарантийного срока; расходы, связанные с оплатой налогов; затраты на страхование товара; затраты по утилизации отходов, которые могут появиться при эксплуатации товара и оказывать негативное влияние на окружающую среду.
Цена
товара не полностью отражает единовременные
затраты потребителя по приобретению
товара, так как при ее определении
не всегда учитываются затраты по
транспортировке товара от места
покупки до места его установки
или эксплуатации, не включаются расходы
по его хранению, по оплате труда
за монтаж и установку товара, приведение
его в работоспособное
Таким образом, единовременные затраты по приобретению товара складываются из цены товара, затрат по транспортировке, хранению товара, стоимости технической информации и инструкций с учетом их перевода на национальный язык (для импортных товаров), затрат по установке, монтажу и приведению товара в рабочее состояние.
Однако
бывают и исключения, когда, например,
фирмы в цену товара включают почти
все дополнительные единовременные
затраты, обеспечивая высокий уровень
сервисного обслуживания до и после
приобретения товара. В отдельных
случаях предприятия все
Маркетинговые показатели.
Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара.
Имидж — это восприятие компании или ее продукции обществом. Эффективный имидж оказывает огромное влияние на восприятие продукта потребителем. Во-первых, он несет в себе исключительное «послание», которое лежит в основе предложений потребителя о качестве и преимуществах продукта. Во-вторых, он передает это послание специфическим образом, так, что на него не влияют аналогичные послания конкурентов. В-третьих, он несет эмоциональную нагрузку и поэтому воздействует не только на разум, но и на сердце потребителя1.
Разработка имиджа требует творческого подхода и усердной работы. Имидж нельзя ввести в сознание людей только за одну ночь, одним просмотром рекламного ролика. Он должен постоянно распространяться посредством всех доступных каналов связей с потребителями. Компании, которые непоследовательны в поддержании имиджа, оставляют потребителя в замешательстве и тем самым могут направить его внимание на конкурентов. Имидж продукции зависит от имиджа организации, которая ее производит, корпоративный имидж прослеживается в деловой репутации, в названии фирмы, логотипе, символах, униформе сотрудников и многом другом.
Наиболее
ценным качеством современных
Торговая марка несет покупателю информацию о товаре, например, торговая марка «Мерседес» говорит о таких свойствах товара, как «хорошо сконструированный», «надежный», «престижный», «дорогостоящий». Самые лучшие торговые марки несут в себе гарантию качества. Потребитель воспринимает марку как важную часть товара, так что применение марки может повысить его ценность; например, флакон духов Opium большинство потребителей воспримут как высококачественный дорогой товар, но те же духи во флаконе без названия они сочтут менее качественными, даже если аромат духов будет тот же самый.
Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.
По
своему содержанию маркетинговые показатели
относятся к экономическим
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции
Оценка конкурентоспособности товара должна осуществляться на основе измерения факторов конкурентоспособности: качества товара, его цены, затрат и сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемому товару должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами.
Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемые в практике работы предприятий, рассмотрим некоторые из них.