Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.
В список стран, на которые распространяются гарантии, входят: страны СНГ, Южной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Азии.
Лимит гарантий по одному экспортному контракту составляет 10 млн дол., что для экспортеров продовольствия – более чем достаточно.
Российские экспортеры продовольствия товаров с высокой степенью переработки получили право на возмещение, за счет средств федерального бюджета, двух третей процентной ставки по взятым ранее кредитам на развитие экспорта.
В бюджете 2007 г. на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам было выделено 3 млрд рублей .
Национальный
союз экспортеров оказывает
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция – это механизм, выражающий суть рыночных отношений и обеспечивающий непрерывность их развития.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, общества в целом.
В ходе конкуренции рынок из множества товаров выбирает только те, которые нужны потребителям. Прочие товары остаются невостребованными, и производство их прекращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что, как и для кого производить.
В литературе, посвященной проблеме конкурентоспособности, выделяют в основном три подхода к определению конкуренции.
- первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке (характерен для отечественной литературы).
- второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение (характерен для классической экономической теории).
- третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (основывается на современной теории морфологии рынка). В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.
На сегодняшний день можно провести следующую классификацию видов конкуренции, которые соответственно различаются принципами и механизмами взаимодействия субъектов и объектов экономической системы:
-по формам соединения потребителя и производителя (совершенная и несовершенная);
-по
характеру удовлетворения
-по
методам осуществления
Выделяют четыре типа рынков: чистая, или совершенная, конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Последние три типа называют рынкам несовершенной конкуренции. Новые явления развития монопольного рынка, возникшие по мере продвижения к рыночной экономике, связаны 18:
-
с либерализацией и насыщением
рынка, что неизбежно
-
с появлением монополий
-
с утверждением конкуренции
Современное
состояние антимонопольной
Состояние
основных базовых условий конкуренции
в российской экономике свидетельствует
о том, что конкуренция не развита. Снижение
уровня монополизации и развитие конкурентной
среды в первую очередь связано со снижением
или устранением барьеров входа на рынки
для новых хозяйствующих субъектов.