Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.
По
поводу понятия эффективной
Говоря о конкуренции, необходимо показать ее виды. На сегодняшний день можно провести следующую классификацию видов конкуренции, которые соответственно различаются принципами и механизмами взаимодействия субъектов и объектов экономической системы 10:
-по формам соединения потребителя и производителя;
-по характеру удовлетворения потребностей;
-по
методам осуществления
По первому принципу можно выделить совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция определяется разными авторами по-разному:
1)
наличие большого числа
2)
однородность продаваемой
3)
фирма производит столь
4) свободный вход на рынок и выход из него;
5) максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
Совершенная (чистая) конкуренция встречается довольно редко. Но необходимость ее изучения диктуется следующим:
-существует несколько отраслей, которые более похожи на эту модель, чем на любую другую рыночную структуру;
-чистая
конкуренция представляет
-функционирование
модели чистой конкуренции
-именно
чистая конкуренция
-закономерности
других рыночных ситуаций, т.е.
чистой монополии, олигополии, монополистической
конкуренции легко
Несовершенная конкуренция отличается следующими признаками:
-рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
-характеристика
рынка, где два или более
продавцов, обладающих
-рынки,
на которых либо покупатели, либо
продавцы принимают в расчет
свою способность
Конкуренция по характеру
Функциональная
конкуренция возникает
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся качеством изготовления.
По
методам осуществления
При этом недобросовестная конкуренция определяется следующим образом: действия хозяйственных субъектов по дискриминации конкурентов. Они включают в себя:
-распространение ложных или неточных сведений о конкурентах;
-введение
в заблуждение потребителей
-незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного нанесения или маркировки;
-реклама
товара, не отвечающего требованиям
качества, искажение в рекламной
информации сведений об
-некорректное сравнение товаров;
-самовольное использование или разглашение конфиденциальной, научно-технической, производственной или иной информации.
Ценовая конкуренция – стремление добиться успеха за счет снижение цены. Она должна базироваться на снижении себестоимости продукции, при этом искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевание монопольного положения на рынке не допускается. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный товар продается по различным ценам, и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Предлагая более низкие цены на свои товары, чем цены на аналогичные продукты других товаропроизводителей, предприятие должно снижать издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удержать за собой большую долю рынка.
Неценовая конкуренция – это:
1)
конкуренция, которая основана
на продаже товаров боле
2)
конкуренция, при которой
3)
конкуренция, при которой
1.3 Конкурентные структуры рынка
Схема пяти сил конкуренции М.Портера помогает анализировать интенсивность конкуренции по всем ее направлениям на любом рынке в данный момент или в краткосрочной перспективе. Конкуренция выступает критерием, по которому определяется тип отраслевого рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.
Типы рынков (типы рыночных структур) различаются прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.
Исходя из перечисленных критериев, выделяют четыре типа рынков: чистая, или совершенная, конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия11 . Последние три типа называют рынкам несовершенной конкуренции.
На рынке чистой монополии одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Вход новых фирм в отрасль чистой монополии полностью заблокирован. Информация также полностью под контролем монополиста. Монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более высокие цены. В России типичным примером чистой монополии является железнодорожная инфраструктура. Огромная территория страны и отсутствие альтернативных способов доставки грузов из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть России делает ОАО «Российские железные дороги» единственным продавцом на этом рынке.
Олигополией
называют тип рынка, на котором несколько
фирм контролируют его основную часть.
На рынках олигополии всегда присутствует
либо один ярко выраженный лидер, либо
несколько лидеров, ценовая политика которых
является ориентиром для более мелких
фирм, работающих на таких рынках. Для
олигополии характерно существование
ограничений по вхождению новых фирм в
отрасль. Эти ограничения связаны с эффектом
масштаба, высокими расходами, необходимыми
для начала деятельности, а также жесткими
критериями лицензирования. Высокие барьеры
для входа в отрасль являются следствием
действий, принимаемых ведущими фирмами
с тем, чтобы не допустить новых конкурентов.
Информация закрыта от конкурентов. Особенностью
олигополии является взаимозависимость
фирм по ценам и объемам продаж. Ни одно
подобное решение не может быть принято
фирмой без учета и оценки возможных ответных
действий со стороны конкурентов. По принципу
олигополии функционируют российские
нефтяные и газовые рынки, автомобильные,
рынки средств связи и т.п. Например, на
российском рынке мобильной связи присутствуют
несколько крупных компаний: «Билайн»,
МТС, «Мегафон» и др. Как только одна из
этих компаний начинает предлагать потребителям
более низкие цены, другие тут же следуют
за ней.
Глава 2. Влияние конкуренции
на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции
на развитие рынка.
«Конкуренция является движущей силой
рынка, она является его главным механизмом
и ведет к наилучшему использованию способностей
и знаний. Большая часть достигнутых человеческих
благ достигнута именно путем состязания,
путем конкуренции. Конкуренция требует
рационального поведения как условия
пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует
рациональность»1.
Конкуренция не может функционировать
среди людей, лишенных предпринимательского
духа. Более того, конкуренция – это особый
метод воспитания умов, великих изобретателей
и предпринимателей. Говоря об эффективности
распределения ресурсов, стоит заметить,
что в условиях чистой конкуренции руководящиеся
мотивом прибыли предприниматели будут
производить каждый товар точно до той
точки, в которой цена и предельные издержки
уравниваются. Это означает, что ресурсы
в условиях конкуренции распределены
эффективно. В тоже время экономисты признают
четыре возможных фактора, препятствующих
эффективности распределения ресурсов
в конкурентной экономике:
1. отсутствие причины, по которой конкурентная
рыночная система приведет к оптимальному
распределению доходов;
2. распределяя ресурсы, конкурентная модель
не допускает побочных издержек и выгод
или производства общественных благ;
3. отрасль с чистой конкуренцией может
мешать применению лучшей из известных
производственной техники и благоприятствовать
медленному темпу технического прогресса;
4. конкурентная система не обеспечивает
ни широкого диапазона выбора продуктов,
ни условий для разработки новых продуктов.
2.2. Отрицательное
воздействие несовершенной
конкуренции на
рынок.
Совершенной конкуренции отводится
ведущая роль в создании экономических
стимулов, заинтересованности граждан
и юридических лиц в развитии производственных
отношений; гарантий безопасности в политической,
социальной, экологической, оборонной
и других сферах; разработке программных
и прогнозных документов, стратегии действий
долгосрочного и краткосрочного характера
с ориентированием на соответствующие
приоритеты; введении необходимых ограничений
хозяйственной деятельности и контроля
за их соблюдением .Рассматривая проблему
отрицательного воздействия несовершенной
конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная
конкуренция ведет к установлению определенной
номенклатуры продукции, фиксированным
ценам (путем сговора) и так далее. Более
того, несовершенная конкуренция не способствует
повышению эффективности использования
ресурсов. Несовершенная конкуренция
постепенно приводит к монополизму, и
чаще всего к государственному монополизму,
отрицательное воздействие которого прошляется
в таких негативных чертах, как:
- единая общенародная зависимость;
- централизованная плановая система;
- малосубъектная система хозяйствования;
- централизованное распределение всех
ресурсов;
- регламентированные связи по отраслевому
признаку;
- централизованная система установления
фиксированных цен;
- единство номенклатуры продукции во
внешней торговле;
Эффективно развивать внешнюю торговлю
в условиях несовершенной конкуренции
практически невозможно, так как издержки
на производство продукции в условиях
несовершенной конкуренции выше, чем в
условиях конкуренции. Цена на продукт
фирмы, функционирующей в условиях несовершенной
конкуренции выше, так как фирма не стремиться
к минимизации своих издержек, ее продукт
все равно будет реализован, так как других
альтернатив нет.