Конкуренция в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.

Работа содержит 1 файл

кррсач эк.теория.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     По  поводу понятия эффективной конкуренции  существуют различные мнения. Так, Шумпетер 9считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Именно он и назвал динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, эффективной конкуренцией. В этом смысле, с точки зрения экономического роста, конкуренция представляет собой соперничество нового со старым: конкурентными могут быть только новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

     Говоря  о конкуренции, необходимо показать ее виды. На сегодняшний день можно провести следующую классификацию видов конкуренции, которые соответственно различаются принципами и механизмами взаимодействия субъектов и объектов экономической системы 10:

     -по  формам соединения потребителя  и производителя;

     -по  характеру удовлетворения потребностей;

     -по  методам осуществления конкуренции.

     По  первому принципу можно выделить совершенную и несовершенную  конкуренцию.

     Совершенная конкуренция определяется разными  авторами по-разному:

     1) наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;

     2) однородность продаваемой продукции;

     3) фирма производит столь небольшую  часть продукции, что попытка  манипулировать ценой для завоевания  рынка не имеет смысла;

     4) свободный вход на рынок и  выход из него;

     5) максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

     Совершенная (чистая) конкуренция встречается  довольно редко. Но необходимость ее изучения диктуется следующим:

     -существует  несколько отраслей, которые более  похожи на эту модель, чем на  любую другую рыночную структуру;

     -чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, в которой  используется понятие доход и  издержки;

     -функционирование  модели чистой конкуренции дает  стандарт или образец, с которым  может быть сравнима или оценена  эффективность реальной экономики;

     -именно  чистая конкуренция предопределяет  нормы закономерности производства  на рынке;

     -закономерности  других рыночных ситуаций, т.е.  чистой монополии, олигополии, монополистической  конкуренции легко накладываются  на модель чистой конкуренции.

     Несовершенная конкуренция отличается следующими признаками:

     -рынок,  на котором не соблюдается  хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции;

     -характеристика  рынка, где два или более  продавцов, обладающих некоторым  контролем над ценой, контролируют между собой продажи;

     -рынки,  на которых либо покупатели, либо  продавцы принимают в расчет  свою способность воздействовать  на рыночную цену.

          Конкуренция по характеру удовлетворения  потребностей основана на базе  взаимодействия товаров потребления, таких их характеристик, как ценовые и потребительские. По этой классификации конкуренция может быть трех видов:

     Функциональная  конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно  удовлетворить различными способами. Соответственно все факторы, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если предприятие является производителем уникального товара. 

     Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся качеством изготовления.

     По  методам осуществления конкуренция  выделяют добросовестную, недобросовестную, ценовую и неценовую.

     При этом недобросовестная конкуренция  определяется следующим образом: действия хозяйственных субъектов по дискриминации конкурентов. Они включают в себя:

     -распространение  ложных или неточных сведений  о конкурентах;

     -введение  в заблуждение потребителей относительно  характера, способа, места изготовления  товара и его качества;

     -незаконное  использование товарного знака конкурента, его фирменного нанесения или маркировки;

     -реклама  товара, не отвечающего требованиям  качества, искажение в рекламной  информации сведений об истинных  свойствах товара;

     -некорректное  сравнение товаров;

     -самовольное  использование или разглашение конфиденциальной, научно-технической, производственной или иной информации.

     Ценовая конкуренция – стремление добиться успеха за счет снижение цены. Она должна базироваться на снижении себестоимости  продукции, при этом искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевание монопольного положения на рынке не допускается. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный товар продается по различным ценам, и эти  ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Предлагая более низкие цены на свои товары, чем цены на аналогичные продукты других товаропроизводителей, предприятие должно снижать издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удержать за собой большую долю рынка.

     Неценовая конкуренция – это:

     1) конкуренция, которая основана  на продаже товаров боле высокого  качества и надежности, достигается  благодаря техническому превосходству.  Повышение качества может осуществляться  по двум основным направлениям: совершенствование технических характеристик товара и улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Основана на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют собой модернизированный вариант старой модели.

     2) конкуренция, при которой производитель  улучшает потребительские свойства товара: при неизменной цене товар отличают новизна, надежность, перспективность, дизайн, удобство обслуживания.

     3) конкуренция, при которой совершенствуются  условия продажи (сбыта).  

     1.3 Конкурентные структуры  рынка

     Схема пяти сил конкуренции М.Портера помогает анализировать интенсивность конкуренции по всем ее направлениям на любом рынке в данный момент или в краткосрочной перспективе. Конкуренция выступает критерием, по которому определяется тип отраслевого рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. 

     Типы  рынков (типы рыночных структур) различаются  прежде всего по количеству присутствующих на рынке фирм (степени концентрации продавцов), а также по степени однородности (дифференциации) предлагаемой продукции, степенью зависимости продавцов друг от друга в принятии решений о ценах и объемах производства, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм в отрасль или выхода из нее (условиями входа и выхода), степенью информированности покупателей о ценах продавцов.

     Исходя  из перечисленных критериев, выделяют четыре типа рынков: чистая, или совершенная, конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия11 . Последние три типа называют рынкам несовершенной конкуренции.

     На  рынке чистой монополии одна фирма  является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности  выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Вход новых фирм в отрасль чистой монополии полностью заблокирован. Информация также полностью под контролем монополиста. Монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более высокие цены. В России типичным примером чистой монополии является железнодорожная инфраструктура. Огромная территория страны и отсутствие альтернативных способов доставки грузов из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть России делает ОАО «Российские железные дороги» единственным продавцом на этом рынке. 

     Олигополией называют тип рынка, на котором несколько  фирм контролируют его основную часть. На рынках олигополии всегда присутствует либо один ярко выраженный лидер, либо несколько лидеров, ценовая политика которых является ориентиром для более мелких фирм, работающих на таких рынках. Для олигополии характерно существование ограничений по вхождению новых фирм в отрасль. Эти ограничения связаны с эффектом масштаба, высокими расходами, необходимыми для начала деятельности, а также жесткими критериями лицензирования. Высокие барьеры для входа в отрасль являются следствием действий, принимаемых ведущими фирмами с тем, чтобы не допустить новых конкурентов. Информация закрыта от конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость фирм по ценам и объемам продаж. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. По принципу олигополии функционируют российские нефтяные и газовые рынки, автомобильные, рынки средств связи и т.п. Например, на российском рынке мобильной связи присутствуют несколько крупных компаний: «Билайн», МТС, «Мегафон» и др. Как только одна из этих компаний начинает предлагать потребителям более низкие цены, другие тут же следуют за ней.      

                             Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.  
          
                2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
 
         «Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность»1. 
       Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: 
       1. отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; 
       2. распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; 
       3. отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; 
       4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

 
       2.2. Отрицательное  воздействие несовершенной  конкуренции на  рынок. 
       
Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением .Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как: 
       - единая общенародная зависимость; 
       - централизованная плановая система; 
       - малосубъектная система хозяйствования; 
       - централизованное распределение всех ресурсов; 
       - регламентированные связи по отраслевому признаку; 
       - централизованная система установления фиксированных цен; 
       - единство номенклатуры продукции во внешней торговле; 
       Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет. 

Информация о работе Конкуренция в международных отношениях