Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.
В России 1990-х гг., как известно, отсутствовали многие условия, необходимые для того, чтобы механизм конкуренции работал на формирование эффективной экономики. Естественно, что применение разнообразных рыночных инструментов, характерных для стран с развитой рыночной экономикой, в стране с переходной экономикой наталкивается на существенные ограничения.
Тем не менее за короткое для истории время в России сформировалось пространство конкурентного права, регламентирующее развитие конкуренции; апробированы на практике многие рыночные инструменты и механизмы; понятия конкуренция и конкурентоспособность прочно закрепились в деловом обороте; налицо успехи в экономическом развитии.
Однако
есть понимание того, что надежные
предпосылки, обеспечивающие безусловную
конкурентоспособность
Наиболее существенный вклад в эту область знаний внесли труды зарубежных авторов: И.Ансоффа, М.Вебера, Б.Гейтса, П.Друкера, Ф.Котлера, М.Портера, Ф.У. Тейлора, А.Файеля, Г.Форда, Р.Шумпетера, Ли Янокки и др.
До
середины 70 г.г. ХХ в. отдельные аспекты
проблемы конкурентоспособности
С начала 80–х г.г. глобальная информатизация общества, ускорение технологического развития, высокие уровни производительности и разделение труда, унификации и проектирования, насыщение рынков привели к тому что появилась необходимость искать конкурентные преимущества предприятий в новых информационных технологиях управления, структурах организаций и маркетинговых процессах. Факторы конкурентных преимуществ были выявлены не только на внутренней, но и во внешней конкурентной среде предприятия. Процессы взаимодействия (координации и интеграции) внутренних и внешних сред стали приобретать все больше значений.
Впервые в качестве приоритетной задачи повышение конкурентоспособности было поставлено в послании Президента РФ в 1999 г. В документе отмечалось, что накануне нового тысячелетия основным смыслом развития страны, главной идеей должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.
В публикациях и научных работах на рубеже веков появилось много концепций и моделей, позволяющих оценивать и измерять конкурентоспособность организации. Они внесли большой вклад в развитие теории управления предприятием и создали предпосылки для будущих рациональных управленческих решений. Но сформированные к настоящему времени теоретические положения требуют дальнейшего развития.
Управление
организацией, ориентированное на повышение
уровня конкурентоспособности
Практическая значимость и актуальность проблемы повышения конкурентоспособности организации обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Цель
исследования – изучение понятия «конкуренция»
и ее роль в современном хозяйственном
механизме.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции
1.1 Роль и значение конкуренции
Национальную экономику в
Общей фундаментальной
Другой важнейшей предпосылкой появления конкуренции служит наличие и степень развитости рыночного хозяйства. В то же время развитие конкуренции должно быть направлено на улучшение качественных характеристик рынка на основе повышения общего уровня конкурентных отношений и создания эффективной конкурентной среды.
Наиболее мощным фактором, диктующим
общие условия
Конкуренция выполняет в
Конкуренция является одним из решающих факторов развития, как отдельных социальных экономических систем, так и национальной экономики в целом. Интенсивность научно – технического прогресса в области совершенствования средств и методов производства и информационных технологий заставляет функционировать предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы за ограниченный потребительский спрос на их товары и услуги.
Эффективное экономическое развитие предполагает производство и реализацию продукции на рынке по цене и по качеству, удовлетворяющим как производителя, так и потребителя. Ключевым фактором в этом процесс становится конкурентоспособность. Это сложная проблема, решение которой связано с совершенствованием всего комплекса разработки, изготовления, продажи и технического облуживания продукции, то есть с осуществление целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этажах жизненного цикла продукции, а также конкурентоспособности организации в целом.
Конкурентоспособность
и возможность реализации наступательной
стратегии на рынке в значительной
степени влияют на финансовую устойчивость
предприятия и его
Конкуренция – основной фактор, который приходится учитывать компаниям для того, чтобы добиться успеха на рынке. Именно конкуренция определяет, насколько уместна избранная стратегия компании и такие ее компоненты, как инновации, капитал, менеджмент, корпоративная культура и др. Конкурентная стратегия – это поиск благоприятного положения в отрасли или на рынке, другими словами, там, где происходит конкурентная борьба. Конкурентная стратегия имеет целью обеспечить компании такое положение, которое позволяет ей извлекать прибыль на долгосрочной основе, несмотря на противодействие различных сил 2.
Выявление
условий конкурентной борьбы на рынке
выступает необходимой
Рыночный механизм – это сложная система связи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенности рыночного механизма состоят в том, что элементы рынка через цену связаны между собой определенной зависимостью: с повышением цены спрос сокращается, а с повышением предложения – падает.
Спрос
и предложение – два фактора,
формирующих в экономике
При рассмотрении вопросов, касающихся конкурентных сил, выделяют следующие моменты 4:
- конкуренция возникает прежде всего между соперничающими в настоящий момент сторонами;
-
покупатели могут помочь, так
и помешать фирме повысить
конкурентоспособность, кроме
-
покупатели и поставщики
Эти положения подробно изложены в трудах М.Портера , который выделил пять факторов, определяющих конкуренцию:
- наличие текущих конкурентов;
-
опасность появления новых
-
опасность появления
- способность потребителя идти на сделки;
- способность поставщика идти на сделки.
Конкурентные силы в конечном счете приводят к установлению равновесных цен. Ни одна фирма не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов.
Конкуренция
– не единственный механизм эффективного
развития и функционирования рыночной
экономики. Наряду с ней последнее время
успешно работают такие рыночные формы,
как кооперация, партнерство конкурентов,
интеграция, государственное регулирование,
международное воздействие и др. Соотношение
между ними также может быть полем для
конкуренции. Кроме того, важна и роль
государственного регулирования.
1.2 Сущность конкуренции и ее виды
«Конкуренция» вошла в экономическую теорию из бытового языка, и в течении длительного времени это слово означало только соперничество двух и более лиц. Этимологически «concurrentia» означает «столкновение», «состязание» 5.
В литературе, посвященной проблеме конкурентоспособности, выделяют в основном три подхода к определению конкуренции6 .
Первый
определяет конкуренцию как
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение (характерен для классической экономической теории). А. Смит7 Трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке соответственно за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция воспринимается как та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. В таком понимании конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночной цены.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (основывается на современной теории морфологии рынка). В зависимости от степени совершенства конкуренции 8 выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании последний относится к действительному поведению, тогда как первый – к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.