Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.
1)
структурные, выступающие как
условия состояния внешней
2) стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирмы.
Стратегические барьеры входа в товарный рынок оказывают наибольшее влияние на конкурентную среду в отрасли. Данная группа факторов связана с реализацией рыночной власти предприятия и может принимать различные формы (ценовые и неценовые).
В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой и при вынесении заключения о целесообразности вмешательства ФАС России и его территориальных управлений в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков применяются следующие мероприятия.
Для
высококонцентрированных
-разработка
отраслевых программ
-контроль
за рыночным поведением
-действия
по предупреждению и
-действия
по снижению барьеров входа
на товарные рынки, включая
сокращение тарифных и
-увеличение
числа хозяйствующих субъектов,
-запреты
на слияния хозяйствующих
-пресечение недобросовестной конкуренции.
Для умеренно концентрированных рынков:
-наблюдение
за динамикой показателей
-контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
-действия,
направленные на ограничение
рыночного потенциала
-слияние
хозяйствующих субъектов и
-пресечение недобросовестной конкуренции.
Для низкоконцентрированных рынков:
-наблюдение за состоянием концентрации производства товарного рынка;
-пресечение недобросовестной конкуренции.
Разработка
конкретных мероприятий по формированию
конкурентной среды на данном товарном
рынке является целью следующего
этапа работы – рахработки программ
демонополизации, развития предпринимательства.
3.3 Конкуренция российской экономики
В
России уже действуют основные принципы
рыночной экономики. Однако многие, характерные
для развитого рыночного
1.
Основным координирующим
Необходимо преодолеть монополизацию, увеличить информационную и бухгалтерскую прозрачность корпораций, развивать рынок деривативов. Секъюритизация хотя бы части национальных богатств, которые оцениваются экспертами Российской академии наук в 400 млрд долл., могла бы радикально изменить инвестиционный и конкурентный климат страны.
Особенно ощутимым для конкурентоспособности является неразвитость рынка рабочей силы (неприспособленность рабочей силы к новым рыночным условиям) и рынка капитала (неразвитость финансовой инфраструктуры).
Развитие рыночных отношений в секторе рабочей силы в России тормозят недостаточный уровень квалификации и нерыночное отношение к труду. Имеет место дисбаланс между готовностью населения трудиться в условиях рынка и его реальной подготовленностью к деятельности в рыночной экономике. Российская рабочая сила пока не является «носителем» развитых рыночных отношений. По данным швейцарского института Бери, уровень квалификации рабочей силы в России примерно вдвое уступает аналогичному показателю по США, Германии и Японии, а трудовая дисциплина и отношение к труду на 60-65% ниже, чем в перечисленных развитых странах. Именно поэтому Россия уступает своим основным конкурентам по такому показателю как «качество рабочей силы».
2.
Неразвитая сеть рыночной
3.
Более пятнадцати лет
4.
Высокий объем «скрытой», «
5.
Важнейшим свидетельством
6.
Полноценного рынка, на
Основными
общими проблемами, ограничивающими
развитие обрабатывающих отраслей и
конкурентных отношений в монополизированных
секторах российской экономики, являются
низкий технический уровень
В течение 2000-2006 гг. в России темпы роста ВВП были выше по сравнению с экономически развитыми странами и со странами с сопоставимым уровнем ВВП. В 2000-2006 гг. среднегодовые темпы экономического роста в РФ составляли 6,8% и уступали только Китаю – 9,4%. В США они равнялись – 2,7%, в Индии – 6,5%. Происходило постепенное повышение удельного веса российского ВВП в мировой экономике, прирост которого за этот период составил 13%.
Высокие темпы экономического роста, увеличение золотовалютных резервов, финансовая стабильность, повышение инвестиционной активности, снизившееся отношение государственного долга к ВВП, рост кредитного рейтинга страны, ее регионов и крупнейших компаний – это важнейшие условия и факторы достигнутого в последние годы устойчивого экономического роста и потенциала повышения конкурентоспособности российской экономики.
Россия на сегодняшний день является крупным импортером продовольствия. Вместе с тем, по мнению специалистов, уже сейчас российские производители заявляют о себе как перспективные экспортеры ряда продуктов питания. Если государство активизирует поддержку экспортеров, отечественные производители смогут уже в ближайшее время значительно расширить поставки не только на внутренний, но и на внешний рынок мясных и рыбных продуктов, муки и круп, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, подсолнечного масла, йогуртов, молочных консервов, мороженого, соков и т.д., а также ряда видов сельскохозяйственной продукции.
В национальной политике развития экспорта можно отметить положительные перемены. В 2006 г. впервые в истории современной России отечественные экспортеры продовольствия получили право на получение государственной финансовой поддержки.
В настоящее время эта поддержка осуществляется в двух формах 17:
- государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
-
возмещение части процентных
ставок по кредитам, предоставляемым
российскими кредитными
Многие отечественные экспортеры поставляют свою продукцию за рубеж только на основе 100-процентной предоплате, тем самым искусственно сужая круг потенциальных партнеров. В то же время поставщики из других стран готовы поставлять продукцию с рассрочкой платежа, что дает им дополнительные конкурентные преимущества. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. №-699-р перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная финансовая (гарантийная) поддержка, расширен за счет ряда продовольственных товаров.