Конкуренция в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.

Работа содержит 1 файл

кррсач эк.теория.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     1) структурные, выступающие как  условия состояния внешней среды;

     2) стратегические, которые формируются  в зависимости от поведения фирмы.

     Стратегические  барьеры входа в товарный рынок  оказывают наибольшее влияние на конкурентную среду в отрасли. Данная группа факторов связана с реализацией  рыночной власти предприятия и может  принимать различные формы (ценовые  и неценовые).

     В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой и при  вынесении заключения о целесообразности вмешательства ФАС России и его  территориальных управлений в процесс  формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

     В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков применяются следующие  мероприятия.

     Для высококонцентрированных рынков:

     -разработка  отраслевых программ демонополизации,  контроль за их реализацией;

     -контроль  за рыночным поведением хозяйствующих  субъектов, включенных в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих  на рынке определенного товара  долю более 35%;

     -действия  по предупреждению и пресечению  монополистической деятельности  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

     -действия  по снижению барьеров входа  на товарные рынки, включая  сокращение тарифных и нетарифных  препятствий для международной  торговли и инвестиций;

     -увеличение  числа хозяйствующих субъектов,  действующих на данном товарном рынке, путем разделения хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия, или содействие новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

     -запреты  на слияния хозяйствующих субъектов  и создание объединений юридических лиц;

     -пресечение  недобросовестной конкуренции.

     Для умеренно концентрированных рынков:

     -наблюдение  за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации  необходима разработка мер по  развитию конкуренции;

     -контроль  за деятельностью хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более  35%;

     -действия, направленные на ограничение  рыночного потенциала хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение на товарных рынках;

     -слияние  хозяйствующих субъектов и создание  объединений юридических лиц  допускается, но при условии,  что рыночный потенциал не  увеличится;

     -пресечение  недобросовестной конкуренции.

     Для низкоконцентрированных рынков:

     -наблюдение  за состоянием концентрации производства товарного рынка;

     -пресечение  недобросовестной конкуренции.

     Разработка  конкретных мероприятий по формированию конкурентной среды на данном товарном рынке является целью следующего этапа работы – рахработки программ демонополизации, развития предпринимательства. 

                               3.3 Конкуренция российской экономики

     В России уже действуют основные принципы рыночной экономики. Однако многие, характерные  для развитого рыночного хозяйства  процессы и механизмы только формируются.

     1. Основным координирующим механизмом  экономики служит рыночная система,  которая пока еще не полностью  развита в РФ. В 2002 г. Всемирный  банк присвоил России статус  страны с «частично рыночной  экономикой» (т.е. полурыночной), однако при этом было выставлено огромное количество условий и оговорок, указывающих на то, что даже этот статус может быть  пересмотрен в любой момент14. В своем анализе Всемирный банк руководствуется тремя основными критериями, с которыми в целом можно согласиться: во-первых, это социальное положение населения, во-вторых, наличие развитых рыночных институтов и, в-третьих, устойчивые темпы экономического роста. По названы международным критериям, характеризующим степень рыночного развития, в настоящее время российская экономика достигла результатов только в одном – обозначилась тенденция устойчивого экономического роста. Мощным тормозом развития российской экономики и ее конкурентоспособности в мировом хозяйстве, нуждающемся в институциональном преобразовании, также является неразвитость финансовой инфраструктуры. Это проявляется прежде всего в недостаточности масштабов и неэффективном механизме функционирования фондового рынка, который не отвечает требованиям рыночного управления экономикой. В настоящее время часть этого рынка – рынок акций – сильно монополизирована: 10-15% профессиональных участников рынка акций контролируют его 80% 15.

     Необходимо  преодолеть монополизацию, увеличить  информационную и бухгалтерскую  прозрачность корпораций, развивать  рынок деривативов. Секъюритизация хотя бы части национальных богатств, которые оцениваются экспертами Российской академии наук в 400 млрд долл., могла бы радикально изменить инвестиционный и конкурентный климат страны.

     Особенно  ощутимым для конкурентоспособности  является неразвитость рынка рабочей силы (неприспособленность рабочей силы к новым рыночным условиям) и рынка капитала (неразвитость финансовой инфраструктуры).

     Развитие  рыночных отношений в секторе  рабочей силы в России тормозят недостаточный  уровень квалификации и нерыночное отношение к труду. Имеет место дисбаланс между готовностью населения трудиться в условиях рынка и его реальной подготовленностью к деятельности в рыночной экономике. Российская рабочая сила пока не является «носителем» развитых рыночных отношений. По данным швейцарского института Бери, уровень квалификации рабочей силы в России примерно вдвое уступает аналогичному показателю по США, Германии и Японии, а трудовая дисциплина и отношение к труду на 60-65% ниже, чем в перечисленных развитых странах. Именно поэтому Россия уступает своим основным конкурентам по такому показателю как «качество рабочей силы».

     2. Неразвитая сеть рыночной инфраструктуры  и малого предпринимательства  не способна ослабить и ограничить  монополию крупных предприятий.  По мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в РФ в ВВП не превышает 12% 16, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. За последние годы экономических преобразований в России были созданы определенные предпосылки для становления и развития малого предпринимательства, но они явно не достаточны. Так, можно отметить определенную декларативность Федерального закона № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и отсутствие реальных механизмов для его реализации.

     3. Более пятнадцати лет экономика  функционирует в условиях крупномасштабной  задолженности всех участников  воспроизводственного процесса  – государства, регионов, предприятий,  населения. Формирование рыночной  экономики началось, происходило и происходит в условиях искаженных пропорций обмена, не позволяющих исчислять реальные финансовые результаты, в том числе прибыльность производства – основную мотивацию и движущую силу конкурентности, с необходимой достоверностью отслеживать финансовые источники инвестиционных потоков и ресурсов. В условиях взаимных неплатежей трудно определить эффективность работы конкретного предприятия, конкурентоспособность его продукции и жизнестойкость в рыночной среде.

     4. Высокий объем «скрытой», «неформальной», «нелегальной» экономики. По оценкам экспертов, оборот «теневого» капитала в стране ежегодно составляет 20-25 млрд долл. США . С одной стороны, наличие теневого сектора в экономике затрудняет, препятствует развитию конкурентных отношений, созданию конкурентоспособной продукции, а с другой – происходит и обостряется конкурентная борьба между теневым и легальным капиталом за сферы влияния. Гипотетически в ходе межсекторальной конкуренции (легального и нелегального секторов) должна происходить миграция капитала и труда из одно сектора в другой в расчете на более высокую норму прибыли. В итоге межсекторальная конкуренция объективно создает предпосылки динамического равновесия потоков капитала в экономике.

     5. Важнейшим свидетельством низкого  уровня развития «рыночности» и конкурентоспособности экономики является «бегство капитала» из страны. Причины этого явления в том, что внутри страны нет выгодных и конкурирующих между собой сфер применения для национального капитала, нарушен баланс спроса и предложения на деньги на внутреннем рынке, нарушен платежный баланс государства и т.д. В результате – отсутствие рынка капитала, не созданы законодательно-правовые и институциональные условия для использования национального капитала в интересах развития экономики страны. По существу мы инвестируем мировую экономику.

     6. Полноценного рынка, на котором  преобладают и успешно конкурируют  отечественные товары, не существует, что естественно, искажает содержание  конкурентоспособности национальной  экономики. На российском экономическом пространстве конкурируют между собой более импортные товары, нежели отечественные. Прежде всего это относится к продукции машиностроения, как на рынке бытовой техники, так и инвестиционного машиностроения. Особенно на рынке высокотехнологичного приборостроения.

     Основными общими проблемами, ограничивающими  развитие обрабатывающих отраслей и  конкурентных отношений в монополизированных секторах российской экономики, являются низкий технический уровень производства; высокая степень физического  и морального износа оборудования; недостаточный для обновления и внедрения перспективных научно-технических разработок объем инвестиций; разветвленная цепь торговых посредников, деятельность которых непрозрачна и которым зачастую невозможно применить меры антимонопольного регулирования; высокие административные и экономические барьеры для развития бизнеса, особенно малого и среднего. Одновременно в отдельных секторах экономики существуют специфические проблемы, сдерживающие развитие внутриотраслевых конкурентных отношений.

     В течение 2000-2006 гг. в России темпы  роста ВВП были выше по сравнению  с экономически развитыми странами и со странами с сопоставимым уровнем  ВВП. В 2000-2006 гг. среднегодовые темпы  экономического роста в РФ составляли 6,8%  и уступали только Китаю – 9,4%. В США они равнялись – 2,7%, в Индии – 6,5%. Происходило постепенное повышение удельного веса российского ВВП в мировой экономике, прирост которого за этот период составил 13%.

     Высокие темпы экономического роста, увеличение золотовалютных резервов, финансовая стабильность, повышение инвестиционной активности, снизившееся отношение государственного долга к ВВП, рост кредитного рейтинга страны, ее регионов и крупнейших компаний – это важнейшие условия и факторы достигнутого в последние годы устойчивого экономического роста и потенциала повышения конкурентоспособности российской экономики.

     Россия  на сегодняшний день является крупным  импортером продовольствия. Вместе с  тем, по мнению специалистов, уже сейчас российские производители заявляют о себе как перспективные экспортеры ряда продуктов питания. Если государство активизирует поддержку экспортеров, отечественные производители смогут уже в ближайшее время значительно расширить поставки не только на внутренний, но и на внешний рынок мясных и рыбных продуктов, муки и круп, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, подсолнечного масла, йогуртов, молочных консервов, мороженого, соков и т.д., а также ряда видов сельскохозяйственной продукции.

     В национальной политике развития экспорта можно отметить положительные перемены. В 2006 г. впервые в истории современной России отечественные экспортеры продовольствия получили право на получение государственной финансовой поддержки.

     В настоящее время эта поддержка  осуществляется в двух формах 17:

     - государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;

     - возмещение части процентных  ставок по кредитам, предоставляемым  российскими кредитными организациями  российским экспортерам промышленной  продукции.

     Многие  отечественные экспортеры поставляют свою продукцию за рубеж только на основе 100-процентной предоплате, тем  самым искусственно сужая круг потенциальных  партнеров. В то же время поставщики из других стран готовы поставлять продукцию с рассрочкой платежа, что дает им дополнительные конкурентные преимущества. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. №-699-р перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная финансовая (гарантийная) поддержка, расширен за счет ряда продовольственных товаров.

Информация о работе Конкуренция в международных отношениях