Конкуренция в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение понятия «конкуренция» и ее роль в современном хозяйственном механизме.

Работа содержит 1 файл

кррсач эк.теория.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

                   2.3. Необходимость государственного регулирования рынка. 
       
Действительно, можно согласиться с тем, что государственное регулирование необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям: 
       1. Защита конкуренции и препятствие монополизму; 
       2. Регулирование деятельности естественных монополий. 
       Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает: 
       - анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии; 
       - формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации; 
       - установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации; 
       - создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии; 
       - создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии; 
       - учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; 
       - развитие предпринимательства. 
       Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований: 
       - ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей; 
       - комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики; 
       - дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей; 
       - взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях; 
       - учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; 
       - мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре; 
       - обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов. 
       Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 
       - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; 
       - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. 

                        Глава 3. Роль конкуренции в современном механизме                  хозяйствования

                                        3.1 Конкуренция и монополии

     Монополии советского типа при своем рождении не были связаны с усилиями по использованию достижений НТП, а в своей дальнейшей деятельности имели абсолютные гарантии недопустимости новых конкурентов. Поэтому они провоцировали застой в гораздо большей степени, чем монополии, рожденные рынком 12.

     Монополизм  в условиях неразвитого рынка  с недостаточной товарной насыщенностью  снижает роль потребителя в воспроизводственном  процессе. Он вынужден мириться с тем  уровнем качества и ассортимента, который монополист предлагает.

     Монополизм советского типа, огражденный государственной властью от появления конкурентов, сформировал глубоко неэластичное предложение по отношению к спросу и создал инфляционный рынок. Поэтому отпуск цен в странах переходной экономики мог дать только один результата – резкое повышение цен.

     Начало  рыночных реформ в стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением  экономических связей между бывшими  союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

     При усилении интеграции в мировое сообщество национальные монополии потеряли свою исключительность, ибо возникла альтернатива в лице иностранного продавца.

     Но, несмотря на ослабление возможностей проявлять монопольную власть и  вздувать цены, деформирующее воздействие  монополий на экономику сохраняет  силу. Это опасно и потому, что монопольный рынок имеет тенденцию расширяться, так как к нему присоединяются новые монопольные структуры уже рыночного типа.

     Новые явления развития монопольного рынка, возникшие по мере продвижения к  рыночной экономике, связаны :

     - с либерализацией и насыщением рынка, что неизбежно ослабляет монопольную власть уже сформированных структур;

     - с появлением монополий рыночного  типа, которые заново были созданы.  Возникли всякого рода соглашения, а также финансово-промышленные  группы;

     - с утверждением конкуренции качества.

     Следует отметить новую для переходной экономики  форму монополизма в виде финансово-промышленных групп (ФПГ), функционирование которых  образует так называемый корпоративный  рынок. ФПГ образуется за счет двух перекрестных процессов: проникновения банковского капитала в реальный сектор экономики и встречного процесса, когда крупные производители формируют банк, обслуживающий оборот их ресурсов.

     В современной России наблюдается  процесс олигополизации в тех  отраслях, где первоначально господствовали мелкие предприятия, а теперь быстро идет процесс концентрации производства. Ситуация типична для нашей страны: такой путь проделали большинство отраслей нового частного бизнеса, где тон задают не приватизированные, а созданные на «голом месте» - и потому первоначально являвшиеся мелкими – компании. Например, низкий уровень цен в бурно олигополизирующейся пивной промышленности.

     Толчком к олигополистическому преобразованию отрасли обычно служит резкое увеличение оптимального размера фирмы, связанное с внедрением некой новой технологии или продукта. Более крупные установки часто оказываются чисто технологически эффективнее мелких.

     Однако  в том же технологическом отношении  экономия на масштабах производства при повышении некоторого размера сменяется дезэкономией. Если бы концентрация производства определялась только оптимальными размерами заводов, то на рынках было бы значительно больше мелких фирм. Многие из рынков оказались бы не олигополистическими, а рынками монополистической конкуренции.

     Формирование  конкурентной среды происходит в  России на основе 13:

     - любого продвижения рыночных  преобразований, которые способствуют  мобильности ресурсов и устранению  барьеров вхождения в отрасль;

     - содействия развитию инфраструктуры;

     - содействия наполняемости рынка покупателя, что препятствует взвинчиванию цен;

     - либерализации внешнеэкономической  деятельности, подрывающей монополистические  позиции национальных производителей.

     Подрыв  монополизма связан с процессом  преодоления экономической обособленности отраслей и регионов. Монополизм подрывается, когда создаются возможности для проникновения новых ресурсов (капиталов, рабочей силы) в любые отрасли и регионы. Тогда возникают параллельные структуры, что обеспечивает режим конкуренции.

     Внешнеэкономическая деятельность государства при ориентации на либерализацию национального рынка должна стать инструментом структурной перестройки экономики на промышленной основе. В ходе ее реализации многие монополисты утратят свою власть над рынком, ибо их продукция оказывается морально устарелой. В этой связи нужно определиться, какой вид перестройки позволит выйти стране на новые рубежи. В зависимости от решения этого вопроса следует построить таможенную и налоговую политики.

                        3.2 Антимонопольная политика государства

     Современное состояние антимонопольной политики в России обусловлено как содержанием  законов, формирующих нормативную  базу антимонопольного регулирования, проблемами правоприменения, так и  недостаточно длительной практикой  хозяйствования и антимонопольного регулирования в рыночных условиях. Одной из черт российского антимонопольного законодательства является то, что будучи рассчитанным по своей сути на отлаженную систему рыночных отношений, оно должно применяться в условиях когда система свободных цен и устойчивых рыночных связей находится лишь в стадии становления, когда не преодолен полностью государственный монополизм, и в стране создаются лишь основы рыночной экономики. В первые годы реформ в России текущее регулирование деятельности монополий было сосредоточено на монополистических ценах. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий.

     Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий – слияния крупных компаний, пресечения разных форм сговора, недопущения системы участий. Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей.

     Конкурентная  среда отраслевых рынков представляет собой совокупность факторов, влияющих на взаимодействие субъектов отраслевого  рынка. К приоритетным факторам, определяющим конкурентную среду отраслевого  рынка, можно отнести государственное регулирование, влияние международной торговли и соотношение количественных и качественных характеристик структуры отраслевого рынка.

          Рис.1Факторы,определяющие  структуру и конкурентную  среду отраслевого  рынка. 

          

     

                                                                            

     

     

     

     

       

       
 
 
 

           Рис. 1 Фактор,

       На основани действующего многообразия клсификаций факторов, определяющих как стуктуру рынка, так и конкурентную среду предлагается обобщение существующих градаций, представленных на рис. 2

     Количественными показателями, используемыми для  оценки Федеральной антимонопольной  службой РФ структуры товарного  рынка являются:

     -численность  продавцов, действующих на данном  рынке;

     -доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

     -показатели  рыночной концентрации.  

     Показатели  рыночной концентрации дают возможность  сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия  на нем хозяйствующих субъектов.

     К качественным показателям, характеризующим  структуру рынка, относятся:

     -экономические  и организационные ограничения;

     -административные  ограничения;

     -неразвитость  рыночной инфраструктуры;

     -влияние  вертикального объединения действующих  организаций на рынке;

     -стратегия  поведения действующих на рынке  хозяйствующих субъектов;

     -барьеры,  связанные с эффектом масштаба;

     -барьеры,  основанные на абсолютном превосходстве  в уровне затрат;

     -экологические  ограничения;

     -ограничения  по росту;

     -барьеры  капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций.

     По  другой классификации барьеров входа  в отрасль качественные характеристики структуры рынка разделены на:

Информация о работе Конкуренция в международных отношениях