Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:24, доклад
Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Эластичность спроса по цене. Показатель эластичности спроса: исчисление изменения.
Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение
-- взаимозависимые элементы рыночного
механизма, где спрос определяется
платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение -- совокупностью
товаров, предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие
Спрос изображается
в виде графика, показывающего количество
продукта, которое потребители готовы
и в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
Цена спроса -- максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Существование закона спроса подтверждают факты:
Кривая спроса
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной -- это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена -- это независимая переменная, а величина спроса -- зависимая переменная.
Каждая точка графика
представляет собой конкретную цену
и соответствующее количество продукта,
которое потребитель решил
Индивидуальный и рыночный спрос.
На любом рынке
выступает много покупателей, поэтому
целесообразно говорить о рыночном
спросе. Переход от шкалы индивидуального
спроса к шкале рыночного спроса
может быть легко осуществлен
по средствам суммирования величин
спроса, предъявляемого каждым потребителем
при разных возможных ценах. Мы просто
совмещаем кривые индивидуального
спроса по горизонтали, чтобы вывести
общую кривую спроса.
Изменение в спросе
Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Увеличение спроса,
при прочих равных условиях (неизменности
предложения), порождает эффект повышения
цены и эффект увеличения количества
продукта. Уменьшение спроса обнаруживает
как эффект снижения цены, так и эффект
сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем
прямую связь между изменением спроса
и вытекающими отсюда изменениями равновесной
цены и количества продукта.
Эластичность спроса
Эластичность спроса
- изменение спроса на данный товар
под влиянием экономических и
социальных факторов, связанных с
изменением цен; спрос может быть
эластичным, если процентное изменение
его объема превышает снижение уровня
цен, и неэластичным, если степень
снижения цен выше прироста спроса.
Ценовая эластичность
Согласно закону
спроса, потребители при снижении
цены будут приобретать большее
количество продукции. Однако степень
реакции потребителей на изменение
цены может значительно
Экономисты используют
концепцию ценовой эластичности
для определения
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.
Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
По значению коэффициента эластичности товары обычно делят на 4 группы:
1. Товары высокоэластичного
спроса. Коэффициент эластичности
спроса по цене больше единицы.
Например, в экономически развитых странах считается, что снижение тарифа на страховые услуги на 10% ведет к увеличению состава клиентов и расширению объема страхования на 30%. Следовательно, коэффициент эластичности спроса от цены страховых услуг равен трем. Высокая эластичность страховых услуг позволяет рассчитывать на рост дохода при снижении размера тарифа.
2. Товары низкоэластичного
спроса. Коэффициент эластичности
спроса по цене меньше единицы.
3. Товары с единичной
эластичностью спроса. Коэффициент
эластичности спроса по цене
равен единице. Спрос и цена
меняются разнонаправлено,
4. Товары с положительной
эластичностью спроса. Коэффициент
эластичности спроса по цене
положительная величина, следовательно,
цена и спрос изменяются
Для количественной оценки степени эластичности различных товаров могут быть использованы общие, дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Общий коэффициент эластичности является средним для товара на всей кривой спроса. Он позволяет сравнить различные товары между собой.
(1)
где KЭ - коэффициент эластичности спроса по цене;
Дq - процентное изменение спроса;
Дp - процентное изменение цены.
Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены, помноженному на отношение цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса оба составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет различна при разных начальных уровнях цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Дуговой коэффициент
эластичности (средний на интервале)
позволяет оценить как
(2)
(3)
где p1 - начальный уровень цены;
p2 - конечный уровень цены;
q1 - начальный уровень объема спроса;
q2 - конечный уровень объема спроса.
Точечный коэффициент эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.
Таблица 1
Факторы, влияющие на
эластичность спроса по цене
Факторы, понижающие
эластичность спроса по цене
Уникальность товара, отсутствие аналогов Потребителю не известны товары субституты Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов Потребитель может
разделить затраты на приобретение
товара с кем-либо, товар приобретается
для коллективного Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы Предметы необходимости
(настоятельность потребности Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) Потребитель не имеет
возможности долго хранить |
Факторы, повышающие
эластичность спроса по цене
Существование множества товаров субститутов Потребителю хорошо известны товары субституты Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах Потребитель приобретает
товар для индивидуального Товар инициирует спрос на продукцию фирмы Предметы роскоши Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение |