Ценовая эластичность. спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки.

Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Цена. Виды цен.………………………………………………….……………….5

Спрос……………………………………………………………………………...6

Понятие эластичности.…….……………………………………………..……..12

Влияние и зависимость спроса от предложения………………………………16

Заключение...…………………………………………………………….………20

Расчетная часть…………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ и

ЛЕГКОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ 
 
 
 

Кафедра экономики и бухгалтерского учета 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема: «Ценовая эластичность. Спрос.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент 2 курса

сокращенной программы 

специальность 080109,  
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011г.

 
 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Цена. Виды цен.………………………………………………….……………….5

Спрос……………………………………………………………………………...6

Понятие эластичности.…….……………………………………………..……..12

Влияние и зависимость спроса от предложения………………………………16

Заключение...…………………………………………………………….………20

Расчетная часть…………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………...30

 

        Введение

 

       Эластичность  – одна из самых  важных  категорий   экономической  науки.

       Впервые она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и  представляет собой  выраженное  в  процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой  переменной.  Понятие  эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою  продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи.   Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация,  когда  повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в  силу  уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

           Поэтому понятие эластичности  имеет огромное значение для  производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину  изменится  объем спроса и предложения при изменении цены.

           Изучение спроса потребителей, а  также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о   спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

       Эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность позволяет оценить влияние на спрос, а теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить  получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

       Для фирмы при планировании объема и  структуры производства  чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса  зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на  товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например,  автомобили  и  бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

           С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать,  при   прочих  равных условиях, снижения спроса на нее, при этом  активная  деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более  низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы.  В то же время с ростом доходов населения  фирма  может  рассчитывать  на  расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта   предлагаемой продукции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Цена. Виды цен.

       Рассмотрим  что такое цена товара, из чего она слагается.

       Цена - это денежное выражение стоимости  товара. В основе цены лежит стоимость  товара - общественно необходимые затраты на его производство. Однако это не означает, что цена каждого отдельного товара должна обязательно равняться его стоимости. Цена может отклоняться от стоимости.

       С 1992 г. в Российской Федерации установлены  следующие основные виды цен:

  • Свободные (рыночные) оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения - устанавливаются изготовителями по согласованию с потребителями и применяются с учетом налога на добавленную стоимость и себестоимости при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками.
  • Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговле независимо от того, кто покупатель товара - население, предприятия общественного питания и др. Розничные цены являются свободными, т. е. складываются под влиянием соотношения спроса и предложения.
  • В основе розничных цен лежат оптовые цены, цены приобретения товаров предприятиями и организациями розничной торговли. К ценам оптовым предприятия розничной торговли прибавляют торговую наценку, за счет которой покрываются издержки обращения (затраты на содержание магазинов, хранение и расфасовку товаров, заработную плату продавцом и т. д.) и обеспечивается определенная прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных, преимущественно продовольственных товаров, по которым торговые наценки регулируются местными органами власти, - хлеба, молока, картофеля и др. Существуют предельные размеры торговых надбавок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе. В состав торговой надбавки входит налог на добавленную стоимость.

       В рыночной экономике цена является одним  из основных показателей конкурентоспособности  продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности  только по уровню цены или по ее соотношению  с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.

       Спрос.

       Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Но определяющим параметром рынка является спрос, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

       Спрос - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

       Коренное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:

  • Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
  • В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
  • Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

       Основным  фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или  влево кривую спроса. К важнейшим  из этих факторов можно отнести:

  • Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса. К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.
  • Число покупателей. Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращению спроса.
  • Доход. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории. Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.
  • Цены на сопряженные товары. Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар - это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин). Взаимодополняющие товары - это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например, часы и ремешок к ним. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.
  • Ожидания. Они, как правило, связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период.

       Кроме этих факторов, состояние спроса в  той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического  развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами.

       Рынок - это косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., которые обеспечивают функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

       Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

       Спрос изображается в виде графика, показывающего  количество продукта, которое потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам, Цена спроса - максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Обратную зависимость между ценой P продукта и величиной спроса Q можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

 

        

       Каждая  точка графика представляет собой  конкретную цену и соответствующее  количество продукта, которое потребитель  решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Информация о работе Ценовая эластичность. спрос