Эластичность предложения и три рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:08, реферат

Описание работы

Предложение- это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщикам, предложены для покупки. Для исследования предложения удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными, то есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S (p), где p- продажная цена товара, Q- количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Эластичность предложения и три рыночных периода времени………..5
Три рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 
 

(заочное  отделение) 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: «Экономическая теория» 
 
 

На тему: Эластичность предложения и три  рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.   
 
 
 
 

   

 

Выполнил  студент 2 курса: 

Проверил:  
 

Нижний  Новгород

2011 год 

Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………….3

  1. Эластичность предложения и  три рыночных периода времени………..5
  2. Три рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие………………………………………………….8

    Заключение………………………………………………………………..14

    Список литературы……………………………………………………….16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение. 

      Предложение- это  совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщикам, предложены для  покупки. Для исследования предложения удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными, то есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S (p), где p- продажная цена товара, Q- количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.

      Предложение товаров на рынке- это существенная сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынке будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться. Основным  ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке- это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Эластичность предложения и три рыночных периода времени. 
     

Эластичность  предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Esp)  представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:  Esp = (∆Q/Q):(∆Р/Р)

     где ∆Q — изменение величины предложения в результате изменения цены;

     Q — первоначальное значение величины предложения;

     ∆Р — изменение цены;

     Р — первоначальное значение цены.

На рисунке  показаны три линии предложения  с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки, производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отраслей, в другую и т.д. 

     Р Es<1

       Es=1

        Es>1 

     

  0                                 Q 

Говоря  об эластичности спроса и предложения, т.е. о том, насколько при изменении  цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во время и, следовательно, время становится одним из факторов времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

     Концепция ценовой эластичности  применима  и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично, если же они относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.

    Степень ценовой эластичности  при неэластичности предложения  рассчитывается точно так же, как и в случае со спросом, разница лишь в том, что «процентное изменение величины спроса» заменяем на «процентное изменение величины предложения».

Процентное  изменение величины предложения:

Es = продукта х / процентное изменение цены продукта х

Для вычисления процентных изменений величины спроса и цены используются центральные точки. Предложим, цена повысилась с 4 до 6 дол., вызвав рост величины предложения с 10 до 14 единиц продукта. Процентное изменение величины предложения составляет 4/12, или 33%, а цены-2/5, или 40%. Подставив эти значения в нашу формулу, мы определим, что эластичность предложения равна 40/33, или +1,21.

Поскольку цена и величина предложения находится  в прямой зависимости, коэффициент  Es, всегда имеет положительное значение.

Количество времени, которым располагает производитель, для того чтобы ответить на данное изменение цены продукта, является основным фактором, определяющий ценовую эластичность предложения.

    Вообще говоря, чем больше у  производителя времени, для того  чтобы приспособиться к конкретному изменению цены, тем большего ответного изменения объема производства и соответственно большей эластичности предложения нам следует ожидать. Реакция фирмы на рост цены продукта х зависит от ее способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта х за счет производства других продуктов (цены которых предлагаются неизменными). А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, тем больше изменится объем производства в ответ на изменение цены и тем выше будет эластичность предложения.

     Анализируя влияние фактора времени  на эластичность предложения,  экономисты различают кратчайший рыночный период (мгновенный), краткосрочный и долгосрочный период.  
 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Три рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

  1. Кратчайший рыночный период (мгновенный) настолько мал, что производители не успевают ориентировать на изменение спроса и цены. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай помидоров данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична (вертикальна); фермер подаст все, что он привез, независимо от того, высока или низка цена. Почему? Потому, что он все равно не сможет предложить больше томатов, чем привез на своем грузовике, даже если цена помидоров превысит его ожидания. Если бы он и захотел предложить больше, ведь томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большого количества продукции. С другой стороны, поскольку томаты- продукт скоропортящийся. Фермер не может изъять его с рынка, даже если цена окажется ниже его ожиданий, он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не повлияют на принятое решение. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, просто, чтобы не потерять все, если помидоры испорться. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера- величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена; причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, как бы низка была цена.
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      а) кратчайший                                                         б) краткосрочный период

 рыночный  период 
 
 
 
 
 
 

                                       в) долгосрочный период

Рис: а,б,в: фактор времени и эластичности предложения.

Чем больше времени имеется у производителей, для того чтобы отреагировать  на изменение спроса, тем сильнее  будут соответствующие изменения  объема производства. В пределах кратчайшего  рыночного периода (рис. а) производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение сказывается совершенно неэластичным. В пределах краткосрочного периода (рис.б) производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет их более интенсивной нагрузки; предложение поэтому оказывается более эластичным. На протяжении долгосрочного периода (рис. в) могут быть приняты все желательные меры (включая изменение производственных мощностей), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение становится еще более эластичным.

    На рис.а представлена кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Заметьте, что этот и другие мелкие фермеры не способны отреагировать на предполагаемое увеличение спроса, им не хватает времени, чтобы расширить предложение. Рост цены с Р до Рлишь нормирует потребление фиксированного количества продукта, но никоим образом не ведет к росту его производства.

     Кривая предложения не обязательно  должна быть совершенно неэластичной (вертикальной) в пределах данного  рыночного периода. Если продукт не является скоропортящимся, то они при низких текущих ценах производитель может принять решение придержать часть своей продукции для продажи ее в будущем. В результате кривая рыночного предложения получит некоторый положительный наклон.  

  1. Краткосрочный период. В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирма имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, за короткий период предприятия нашего фермера, под которым мы будем подразумевать его землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевают никаких изменений, однако этого времени фермеру хватит дл внедрения томатов: применения большего количества труда; удобрений и пестицидов для получения  урожая. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, а это найдет отражение в большей эластичности предложения томатов, как прямая Ss на рис. Б обратите внимание, что увеличению спроса соответствует в данном случае относительно больше, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, изменение величины предложения (с Q0 до  Qs) и относительно меньше изменение цены (с P0 до Ps), цена, таким образом, оказывается ниже, чем в кратчайшем рыночном периоде.
 
  1. Долгосрочный  период. Долгосрочный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут присоединиться к отрасли (а старее покинуть ее). В « отрасли по производству томатов» наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный  участок земля, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, увеличение спроса и соответствующий рост цен могут привлечь к выращиванию помидоров больше фермеров. Такие изменения означают еще более сильную реакцию со стороны предложения SL. В результате, как показано на рис.в, следствием увеличения спроса станет незначительное изменение цены (с P0 до P1) и крупное изменение объема производства  (с Q0 до  Q1).

     Эластичность предложения не  оценивается показателем общей  выручи, между ценой и величиной  предложения обнаруживается прямая, или положительная зависимость; кривая предложения является восходящей. Вне зависимости от степени эластичности или неэластичности предложения цена и общая выручка всегда движутся в одном и том же направлении.

     Таким образом, эластичность предложения  растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену. Применимы ли понятия эластичности к предложению товаров? Да, применимы. Понятие эластичности предложении характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества. Интенсивность этих изменений также различна и на практике могут иметь место следующие ситуации: эластичное предложение; предложение единичной эластичности; неэластичное предложение.

    Ценовая эластичность предложения  выступает как прямая линейная  зависимость между экономическими  переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливаются положением кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис.1)                        

 

          
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность предложения и три рыночных периода времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие