Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:02, курсовая работа
Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:
общий объем реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
отраслевая структура экономики;
производство основных видов продукции на душу населения;
уровень и качество жизни населения;
показатели экономической эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 5
1.1. Понятие экономического роста 5
1.2. Необходимость ускорения экономического роста в современных условиях и факторы, способные это обеспечить 8
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 13
2.1. Позитивное воздействие экономического роста на развитие современных городов 13
2.2. Негативное воздействие экономического роста на развитие современных городов 18
2.3. Каким образом можно снизить негативное воздействие экономического роста на развитие современных городов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Человеческий капитал - знания и умения людей, накопленные ими благодаря предыдущему обучению и опыту.
4) улучшение методов распределения ограниченных ресурсов. Город не может быстро увеличивать объем имеющихся в её распоряжении ресурсов производства, таких, как численность квалифицированных работников, площадь пригодных для использования земель или природные богатства (порой это не возможно и в долгосрочной перспективе). Но использовать эти ограниченные ресурсы можно лучше или хуже.
Это зависит от применяемых в данном городе методов распределения таких ресурсов между различными отраслями и видами производств. Именно в организации подобного распределения состоит главная задача различных экономических механизмов. Поэтому совершенствование экономических механизмов играет очень большую роль в том, каких темпов экономического роста города удается добиться6.
Причина столь невеселых итогов экономического роста многих городов страны в 20 веке состояла в том, что в советском государстве были полностью разрушены рыночные механизмы распределения ограниченных ресурсов. А эти механизмы - при всех их несовершенствах - пока лучшее, что мог создать человеческий разум. Придуманные на замену им механизмы планового управления экономикой решали задачу распределения куда хуже. И это стало главной причиной всё более заметного падения темпов экономического роста городов во второй половине 20 века.
Наконец, факторы экономического роста можно напрямую связать с факторами производства: землей (в том числе природными ресурсами), фондом и капиталом. Долю каждого фактора во вновь созданном продукте можно определить по следующей формуле7:
Y=∆Y/∆L*L+∆Y/∆K*K+∆Y/∆N*N
∆ показывает изменение соответствующей величины;
Y - величина созданного продукта;
L - величина трудовых затрат;
К - величина затрат капитала;
N величина затрат природных ресурсов;
5) проявление эффекта масштаба производства. Увеличение масштабов производства (на основе организации массового выпуска продукции) дает возможность экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции быстрее, чем растут объемы некоторых из используемых для этого ресурсов.
Например, в большом цехе крупного завода можно поставить такое мощное оборудование, которое не вместиться в цеха маленького предприятия. И тогда на один метр площади цеха завода-гиганта будет приходиться больше готовой продукции, чем на малых предприятиях. А значит, создание большого завода позволит увеличить выпуск продукции в большей мере, чем можно было бы сделать, организовав несколько мелких предприятий с той же общей площадью цехов. Поэтому создание крупных производств в городах стало важным источником ускорения экономического роста. Однако важно, чтобы масштабы производства не стали слишком велики, рождая монополизм, который, напротив, является тормозом экономического роста.
Факторы экономического роста можно еще разделить на: внутренние, внешние и смешанные.
Внутренние факторы роста включают факторы производства данного города.
К внешним факторам роста относятся иностранные ресурсы, а к смешанным - и те, и другие. Примером смешанного фактора экономического роста выступают смешанные инвестиции. Имеется в виду, что некий проект финансируется частично отечественным капиталом и частично привлеченным иностранным капиталом8.
Рассматривая перспективы развития городов мира с точки зрения геоэкономики, можно выделить три типа городов, играющих различные функции в разном масштабе территории9:
- «Мировой город». Крупные миллионники - мегалополисы. Центры глобального управления. Место расположения бирж. Таких городов в мире всего три (Лондон, Нью-Йорк, Токио), и еще несколько претендуют на этот статус (в т.ч. Москва). Носители постиндустриальной экономики, центры финансовых и консалтинговых услуг, медиапроизводства, инновационные центры. Опережают развитие остального мира на 3-5 лет. Живут в отрыве от окружающего мира в глобальном геоэкономическом пространстве. Основаны на постиндустриальной экономике.
- «Региональные индустриальные города». Милионники, от 800 тысяч. Собирают территорию, служат центрами промышленности, ИТ и логистики, несут основную нагрузку по СК-переработке. Среди них выделяются европейские и американские, отличающиеся пространственной структурой (в европейских есть жилой исторический центр, в американских вместо него – центральный деловой район). Имеют развитую постиндустриальную экономику. Как правило, синхронны в своем развитии «мейнстриму», иногда могут чуть отставать или опережать. Оказывают важное развивающее воздействие на окружающую территорию. В этой группе можно выделить подкласс «Промышленных городов», которые имеют меньшую численность населения (500-800 тыс.) и ярко индустриальную экономику.
- «Малые города». Менее 300 тысяч населения. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие (исключение – при специализации внутри агломерации). Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.
Выделяются также азиатские «мегагорода» - огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.
Важной особенностью современного – постиндустриального – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний день являются центрами постиндустриального производства во всех смыслах этого слова.
В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:
Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются10:
Представления о тенденциях и направлении эволюции городской архитектуры и шире, пространственном развитии города, последние годы претерпевают значительные изменения. В настоящее время, базовым трендом является отказ от монофункциональности в развитии городской среды (выраженной в спальных и промышленных районах, а также классическом американском нежилом ЦДР, центральном деловом районе) в пользу концепции многофункционального развития. Суть ее заключается в том, что городское пространство способно эффективно выполнять несколько функций одновременно, при этом наличие нескольких функций ведет к большей плотности социальных связей, более высокому качеству городской среды и в целом, более гармоничному развитию города11. Разумеется, подобное объединение функций возможно исключительно в постиндустриальной логике, когда основные виды деятельности осуществляются в секторе услуг. Эта концепция решает ряд проблем постиндустриального городского развития, таких как транспортная и качество городской среды. По сути, она представляет собой отход от индустриальных представлений о городской среде в направлении «классических» ранних представлений о городском пространстве, городе как «единстве непохожих».
Многофункциональное развитие городского пространства предотвращает формирование в городах зон антропопустынь «второго рода» - городских территорий, характеризующихся избытком населения при растущей нехватке коммуникаций, а также сверхвысокими издержками, делающими невыгодной практически любую деятельность. По сути дела, городская антропопустыня второго рода является кризисом развития индустриальной модели города. В постиндустриальном городе эта проблема теоретически имеет решение, поскольку наличие нескольких функций у территории значительно повышает ее капитализацию и оправдывает прокладку дополнительных коммуникаций. Проблема плотности населения решается через многофункциональное освоение дополнительных территорий. Аналогичным образом может быть решена и проблема антропопустынь «первого рода» (исход населения с территорий, слишком бедных для обеспечения любой деятельности): развитие неким субъектом на определенной территории (в малом городе, к примеру) постиндустриальной экономики и создание высокого качества жизни делает рентабельным прокладку туда коммуникаций. Это было не раз показано на примере новых «университетских» и корпоративных городов Европы и США12.
Значительные изменения сейчас происходят и в пространственной структуре городов. Суть их заключается в том же кризисе монофункционального подхода к пространству, характерного для предыдущего этапа развития. Пространственная структура городов стремится вырваться из жесткой структуры монофункциональных зон, в городах образуются новые «центры», вносятся изменения в существующую застройку, проходит редевелопмент крупных территорий. Обычный современный крупный город имеет по меньшей мере три кризисных монофункциональных зоны (промышленное кольцо, «дешевые» спальные районы, полоса малоэтажной коттеджной застройки по периметру; в США к ним относится еще и нежилой деловой центр). Одним из основных трендов пространственного развития городов является, таким образом, дополнение и расширение функций этих территорий.
В целом, развитие городской застройки сейчас идет не «вверх», а в стороны. Опыт эксплуатации районов с высотной застройкой показал, что в «малоэтажных» (3-5 этажей) домах качество жизни субъективно выше, а городская среда - приятнее. Компенсация в потере плотности населения и застройки (т.е. в потере денег девелоперами) идет за счет как редевелопмента территорий внутри города, так и освоения новых районов, формирования агломерации. Кроме того, постиндустриальная экономика не требует сверхплотной компактной концентрации рабочей силы. В качестве примера, «новые» европейские и американские города (начало развития- с 1970-х, население 150-200 тыс.человек), окружающие крупные миллионники и имеющие вполне самостоятельную постиндустриальную экономику, как правил не имеют массовой высотной застройки, за исключением нескольких доминант в центре.
Формирование «вымороченных» форм городского развития, таких как описанные в фантастической литературе гипертрофированные индустриальные города типа «Стальные пещеры», следует считать крайне маловероятным. Равным образом маложизнеспособными являются «города-утопии», наподобие некоторых современных корпоративных городов Америки («миленький», но совершенно неудобный для жизни город компании Уолта Диснея, к примеру).
Интересной особенностью развития постиндустриальных городов является также образование дополнительной функциональной нагрузки у центра города13. В общем виде, центр города, т.е. точка максимального социального притяжения, максимальной концентрации деятельностей и людей, образовывается вокруг места пространственной локализации основных социосистемных функций города. На всех этапах центр города образовывался вокруг «рынка» и прилегающей к нему «администрации» и «церкви». В индустриальном городе центр форсировался вокруг основного производства (или деловых центров) и администрации, а также университетов. С развитием постиндустриальных городов, их «центр» должен обеспечивать еще и времяпрепровождение в «свободное время», т.е. предлагать стимуляцию творческой активности, развлечения, высокую плотность коммуникаций и социальных связей. Сегодня эту функцию выполняют общественные пространства, торговые и пешеходные улицы, грамотно организованные торговые центры, транспортные узлы.
Естественно, опыт современного прогноза развития города не ограничивается приведенными моделями и содержательными тезисами. Тем не менее, они позволяют дать определенное представление о направлениях и базовых тенденциях развития городов. С использованием современных методик, можно делать достаточно точные прогнозы и сценарии развития как отдельных территорий, так и крупных городов14.
Информация о работе Экономический рост и проблемы развития современных городов