Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:00, реферат
Приближается время, когда большая часть населения земли будет жить в городах, а в некоторых регионах, например в Европе, этот показатель уже сегодня приблизился к 80%. Концентрируясь в городах, люди получают возможность использовать себе во благо фактор, который можно назвать производительной силой городской среды. Упрощенно – это прирост суммы благ, производимых за один час труда в городе по сравнению с тем, что может быть произведено вне города, в натуральных условиях.
Приближается
время, когда большая часть населения
земли будет жить в городах, а
в некоторых регионах, например в
Европе, этот показатель уже сегодня
приблизился к 80%. Концентрируясь в
городах, люди получают возможность
использовать себе во благо фактор,
который можно назвать производ
Экономика городов
– это прежде всего экономика
жилищной сферы. Не будет преувеличением
сказать, что если человек обеспечил
себе благоприятные условия жизни
в широком смысле слова, т. е. помимо
качественного жилья имеет
Определенных
успехов мы в этом уже добились.
Так, за девять месяцев 2002 г. рост промышленной
продукции составил почти 10%, в 2001 г.
это было 6,1%. Объем производства
в машиностроении и металлообработке
увеличился на 12%, в химической и
нефтехимической промышленности –
53%. Причем – и это очень важно
– спрос на продукцию соответствует
предложению, а по некоторым видам
даже и превосходит. Это значит, что
реализуется все, что произведено,
и даже приходится “проедать” складские
запасы. Примерно 50% продукции московских
предприятий –
Стабильно работает строительный комплекс. К концу сентября 2002 г. возведено 3,3 млн м2 жилья. Это почти на 20% больше, чем в предыдущем году. Благоприятным образом изменилась структура потребления. В Москве промышленное производство опережает рост цен на продовольственные товары, падает безработица, которая составляет примерно 60% уровня 2001 г. и не превышает 1,2%.
Разумеется, в
столице есть серьезные проблемы.
В частности, в сфере структурной
политики нам требуется определить
структуру распределения
Как легко понять, баланс, о котором мы говорим, можно обеспечить с двух сторон – повышая доходы или снижая затраты. Еще у Владимира Даля встречаем пословицу: “Не приходом богатеют, а расходом”. Так и надо перестроить отношения в жилищно-коммунальной сфере, чтобы реализовать эту вторую возможность – снижение расходов. Речь идет не о государственных расходах, а о суммарных. Каждая из сторон – покупатель и поставщик – гнет свою линию. Покупатели жилищно-коммунальных услуг не очень любят платить, а поставщики обоснованно боятся оторваться от бюджетного источника.
Важность и
сложность этой проблемы подчеркивается,
например, тем обстоятельством, что
Государственная дума решила отложить
рассмотрение вопроса о жилищно-коммунальной
реформе, как считают журналисты,
из-за опасности проиграть
Могу напомнить, что то же самое мы решительно заявили еще на совещании у президента Ельцина, но и сегодня повторяем: смысл жилищно-коммунальной реформы не в увеличении расходов граждан на жилье, а в стремлении сделать их хозяевами жилищных денег, поставить организации, предоставляющие эти услуги, в условия, когда они должны будут зарабатывать деньги, имеющиеся на руках у населения, при наличии серьезной конкуренции.
Не секрет, что
оплату жилищно-коммунальных расходов
производит только население. Но так
как в нынешней системе значительная
часть денег изымается у
Такую жилищно-коммунальную реформу не потребовалось бы откладывать. Напротив, она не только помогла бы решению жилищной проблемы, но и стала локомотивом позитивных сдвигов в экономике в целом.
Поэтому нередко случается так, что в одних и тех же субъектах РФ при смене главы администрации меняется и система управления, и закон это позволяет. Тем более что в нашей стране нет многовекового опыта эволюции этих органов власти. Внутри субъектов РФ межбюджетные отношения сложились так, что прервались связи между бюджетами регионов, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Этот недостаток призвана устранить Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятая Правительством России. Однако одним этим актом проблему не решить. Анализ показывает: в этой сфере нужен не “косметический ремонт” действующего законодательства, а разработка принципиально новой редакции федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Эта задача с участием руководителей городов, муниципальных образований, союзов и ассоциаций, субъектов РФ обсуждалась на заседаниях Государственного совета и Правительства. В ходе дискуссий выявлены базовые принципы, которые должны быть заложены в местное самоуправление. Уже очевидно, что основные изменения коснутся территориальной организации управления. В частности, вводятся три типа муниципальных образований – поселения, образованные по принципу один населенный пункт или группа населенных пунктов с численностью населения свыше 1 тыс. человек, муниципальный район – группа поселений и городской округ, включающий, как правило, средние и крупные города.
Не до конца ясной остается проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти вообще и между ее уровнями в частности. В результате работы Комиссии при Президенте РФ, призванной сформулировать предложения на этот счет, выявлено, что во многих случаях одни и те же функции без разграничения по уровням закреплены за всеми властными органами. Соответственно все они вправе ничего не делать в надежде, что эту работу сделает кто-то другой. Поэтому не было ни эффективного контроля за исполнением полномочий, ни материальных и финансовых ресурсов, позволяющих реализовать эти обязанности.
В новом законопроекте
о принципах организации
Базовые условия функционирования местного самоуправления закрепляются федеральным законом для всех муниципальных образований не на долговременной, а на постоянной основе. Подобная система организации собственных доходных источников позволяет муниципальным образованиям оставлять себе все, что зарабатывается или увеличивается в рамках доходной части местного бюджета. Исчезает опасность, что с принятием бюджета на следующий финансовый год доходы в казну города или поселения уменьшатся непредсказуемым образом. Новая система позволяет местным органам власти на своей территории активно заниматься развитием экономики и таким путем увеличивать приток денег не только в местный бюджет, но и наращивать доходные части других уровней управления.
В новом законопроекте за местным самоуправлением столь же четко закрепляются и полномочия. Одну их часть составляют права и обязанности местного значения, другую – государственные полномочия, которые муниципалитетам передают вышестоящие органы государственной власти. И если сегодня никто не может сказать, какие из функций, которые исполняют органы местного самоуправления, являются местными, а какие государственными и как они обеспечиваются финансами, то с принятием федерального закона эта неразбериха закончится. Государственные полномочия четко закреплены в законе – либо федеральном, если речь идет о функциях федерального уровня, либо актом субъекта РФ, если они касаются регионального уровня. И на совершенно конкретных условиях: характеристика полномочий, в каком объеме они должны исполняться, каковы условия их наделения и изъятия
Финансирование
затрат, необходимых для осуществления
передаваемых полномочий, будет происходить
только в виде субвенций, целевым
образом, причем с того уровня бюджетной
системы, который принимает решение
о передаче полномочий.
АРКАДИЙ
ЧЕРНЕЦКИЙ, мэр г.
Екатеринбурга,
президент Союза российских
городов:
“Стратегическое планирование
– ориентир социально-экономического
развития города”
Особенность нынешнего социально-экономического положения российского общества – относительная стабилизация ситуации. В этих условиях повышается значение социальных, экологических, демографических факторов развития территорий, усиливается межгородская и межрегиональная конкуренция, в связи с чем резко возрастает ответственность местных властей за укрепление городов и регионов. В то же время социально-экономическая устойчивость позволяет городским властям решать не только текущие проблемы, но и всерьез заниматься перспективой развития.
Мы изучили опыт многих городов России и зарубежья и пришли к выводу, что решающую роль призвано сыграть стратегическое планирование. На наш взгляд, оно становится тем фактором, который обеспечивает формирование социально-экономического ориентира, выявление ресурсной базы, поиск механизмов реализации стратегических задач, а также, что немаловажно, консолидацию усилий всего городского сообщества.
Важную роль мы отводим программным советам, которые активно участвуют в обсуждении городских проектов на всех этапах их формирования и реализации, производят общественную экспертизу, обеспечивают пиар-сопровождение.
Соблюдение принципа представительства предполагает работу четырех различных составов программного совета. Такой многогранный анализ позволяет максимально эффективно использовать городской потенциал, наиболее полно учитывать интересы всех социальных групп и слоев населения. Учет пожеланий общественных групп является неотъемлемым атрибутом стратегического планирования, поскольку в основу развития города мы ставим человека, когда существование и функционирование любых экономических и социальных систем обусловливается удовлетворением потребностей жителей, а не наоборот, как при командно-административной системе.
Хочу особо остановиться на этом тезисе, поскольку в ходе работы над планом мы старались увидеть смысл в банальной фразе “Все во имя человека”, с которой государство долгие годы решало свои проблемы, не беспокоясь, что по поводу его действий думает сам гражданин. “Нужно” – принцип, который был главным во всех стратегических действиях. “Нужно” – и в городе появлялись новые предприятия, и властей не заботило, что скажут люди.
В наше время
эта фраза приобретает иное звучание,
в ней движущей силой выступает
сопряжение интересов человека и
государства. И, несомненно, будут в
городе появляться новые производства.
Но уже не потому, что кто-то за тридевять
земель так решил. А потому что
житель города должен где-то работать,
желательно в чистых и безопасных
условиях, хорошо зарабатывать, иметь
условия для учебы и
Еще одной новацией
в сфере стратегического