Экономический кризис в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28

Работа содержит 1 файл

Экономический кризис в РК..doc

— 186.50 Кб (Скачать)

 

2.3 Экономические реформы 1998-2004 годы

 

Эти годы можно выделить в качестве отдельного этапа в  соответствии с характером динамики основных макроэкономических показателей, которая отличалась относительной  стабильностью. Данные таблицы 5 характеризуют тенденции развития экономики Казахстана в 1998-2004 гг.

Значительное, на первый взгляд, уменьшение просроченной кредиторской задолженности объясняется  тем, что число отчитавшихся предприятий  в 1998 г. почти в 2 раза меньше, чем  в 1997 г. В частности, в статотчетности отсутствует целая отрасль - сельское хозяйство, на долю которого приходится существенная часть неплатежей. Кроме того, приведены данные по новой классификации, которая не предоставляет возможность обеспечить сопоставимость данных за ряд лет.

Нужно отметить, что удельный вес просроченной кредиторской задолженности в произведенном  ВВП стабилизировался на уровне 35-38%, а задолженности по заработной плате - на уровне 9-10% общего объема просроченной кредиторской задолженности, по платежам в бюджет - на уровне 17-21%.

Просроченная  дебиторская задолженность в 1997 году стабилизировалась на уровне 330-340 млрд. тенге. К сожалению, госстатистика  не публикует сведения о просроченных долгах государственного бюджета за поставленную продукцию в реальных госзаказах, которые достигают 10-15% от общего объема просроченной задолженности. Бюджетные долги перед экономическими субъектами, на наш взгляд, имеют тенденцию роста, т.к. на 01.10.97г. при незначительном снижении общего объема просроченной дебиторской задолженности резко уменьшились задолженности покупателей за товары и услуги.

В этой связи  можно предположить, что задолженность  бюджета за товары и услуги, выполненные  по госзаказу в 1997 году, составила 60-70 млрд. тенге. Если учесть, что задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы осталась на уровне 2-3 млрд. тенге, а по пенсиям - на уровне 8 млрд. тенге, то в 1997 г. общая задолженность государственного бюджета достигла 70-80 млрд. тенге или 4-5% ВВП. Эта ситуация сохраняется и в текущем году.

Удельный вес  неплатежей за последние годы стабилизировался на уровне 35-38% ВВП. Однако, непосредственно  на общий уровень цен влияет "нетто-задолженность", т.е. разница между кредиторской и дебиторской задолженностью. В 1997 году "нетто-задолженность" составила 240-280 млрд. тенге или 14-16% ВВП. Согласно данным Национального статагентства "нетто-задолженность" на 01.02.1998 г. составила по обследуемому кругу экономических субъектов 107.2 млрд. тенге. (Если учесть, что 80% учтенных в текущем году неплатежей приходится на промышленные предприятия, то "нетто-задолженность" промышленности составила около 90 млрд. тенге. Из таблицы видно, что "нетто-задолженность" промышленности практически не изменилась, а осталась на прежнем уровне. Скорее всего, этот показатель остался на прежнем уровне или несколько возрос и для других отраслей. В этой связи можно утверждать, что в марте текущего года и во втором квартале ситуация существенно не изменится и неплатежибудут нарастать, т.к. их удельный вес в ВВП стабилизировался и они начали играть роль квазиденег при взаиморасчетах между отдельными предприятиями. [13, 173 с.].

Поэтому разрешение кризиса неплатежей требует активного  участия государства в этом процессе. Одной из причин, вызвавших кризис, - это недостаток оборотных средств предприятий, индексация которых не была предусмотрена при либерализации цен. Как уже отмечалось, инфляция в Казахстане имеет характер инфляции издержек производства. Устранение структурных диспропорций требует значительных капитальных вложений.

В результате проводимой в 1998 году макроэкономической политики, если не будут приняты кардинальные меры по разрешению платежного кризиса, сохранятся системные противоречия в экономике республики. К ним  можно отнести:

- дисбаланс между  производством и потреблением;

- развитие кризиса  неплатежей как специфического  для переходной экономики компенсации  макроструктурных диспропорций  и перераспределения добавленной  стоимости между отдельными секторами  национальной экономики; 

- низкая загрузка  производственного аппарата перерабатывающих отраслей промышленности и снижение производительности труда при неадекватном уменьшении численности занятых.

Наличие этих проблем  обусловливает продолжение системного кризиса экономики Республики Казахстан  и в 1998 году и, поэтому, было бы слишком оптимистично ожидать в текущем году начала оживления экономики. Более вероятным является достижение депрессивной стабилизации и продолжительная стагнация экономики Казахстана. Тем более, что в экономической политике кризису неплатежей не уделяется должного внимания, а его разрешение традиционным для рыночной экономики способом равносильно признанию полного банкротства национального хозяйства.

На протяжении 1998-2004 гг. начался рост ВВП, промышленного  производства, объемов инвестиций и других важнейших показателей. Однако положительная динамика развития экономики Казахстана была существенно замедлена произошедшим в эти же годы мировым финансовым кризисом, постепенно расширявшим географию распространения. Кризис, начавшийся в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, к 1998 г. дошел до России и негативно повлиял на экономику Казахстана. Так, 1998 г. стал единственным годом данного этапа, в котором наблюдалось снижение ВВП страны, а в 1999 г. национальная валюта подверглась существенной девальвации.

С 1997 г. методология осуществления  денежно-кредитной политики в Казахстане сформировалась окончательно в соответствии с аналогичными стандартами развитых стран и включала изменение официальных  ставок НБК, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке и интервенции на внутреннем валютном рынке. Вследствие снижения темпов инфляции были пропорционально снижены официальные ставки вознаграждения - официальная ставка рефинансирования, ставка вознаграждения по ломбардным кредитам, ставка вознаграждения по кредитам "овернайт". [14, 174 с.].

В 1998 г. денежно-кредитная  политика проводилась в условиях мирового финансового кризиса и  отражала специфические потребности  регулирования в данной ситуации, что обусловило ее жесткий характер, направленный на защиту финансового сектора Казахстана. Тем не менее, в 1999 году был принят режим свободно плавающего обменного курса национальной валюты и произошла ее значительная девальвация. В этих условиях главной задачей денежно-кредитной политики являлось предотвращение значительного роста темпов инфляции. Кроме того, по-прежнему актуальными оставались вопросы повышения кредитной активности банков второго уровня, в связи с чем НБК в течение года понизил ставку рефинансирования до уровня 18%, которая в дальнейшем, по мере окончательной стабилизации финансовой ситуации в 2000 г. была снижена до 14% [17, С.22-23].

В области бюджетно-налоговой  политики данный этап реформ характеризовался такими основными особенностями, как  стабилизация исполнения государственного бюджета, снижение размера дефицита госбюджета (относительно ВВП), переориентация налогового законодательства на поддержку отечественного товаропроизводителя. Налоговые механизмы стали применяться более адресно, ориентируясь на стимулирование развития определенных отраслей. Так, для повышения конкурентоспособности продукции машиностроения, химической и легкой промышленности в 1999 г. были внесены изменения в налоговое законодательство по перенесению сроков уплаты НДС на 90 дней для машиностроения и химической промышленности, а для легкой промышленности, кроме того, введена нулевая ставка НДС. В 2000 году продолжалась работа по подготовке обоснований изменения отдельных положений налогового законодательства, предусматривающих более мягкий налоговый режим, прежде всего для машиностроительных предприятий, химической, нефтехимической и деревообрабатывающей отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок.

Внешнеторговой политике Казахстана на этом этапе были приданы  элементы большего прагматизма и активизации использования внешнеэкономических связей в качестве средства защиты отечественных товаропроизводителей. В частности, была расширена законодательная база, создан уполномоченный орган в лице Комитета по антидемпинговому контролю при Министерстве энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан. Началось активное отстаивание интересов казахстанских компаний на зарубежных рынках (так, в рамках деятельности по расширению рынков сбыта был выигран ряд антидемпинговых разбирательств в США).

В 2000-2004 гг. реализация внешнеторговой политики в организационном аспекте  характеризуется режимом свободной  торговли со всеми странами СНГ, за исключением Армении и Туркменистана  и активизацией усилий по вступлению Казахстана в ВТО.

Из множества шагов, осуществленных на третьем этапе, по нашему мнению, можно особо выделить, как наиболее прогрессивные, следующие меры макроэкономического уровня:

- проведение пенсионной  реформы, ориентированной на персонализацию  пенсионных средств граждан в  системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

- совершенствование процессов  приватизации и управления государственной собственностью;

- принятие в январе 2001 г. Закона "О земле", позволившего запустить землю в рыночный оборот и сделать нормальным инструментом труда. Сохраняя земли сельскохозяйственного назначения в собственности государства, негосударственные землепользователи наделяются равными правами и становятся временными долгосрочными (с предельным сроком - 49 лет) землепользователями на условиях аренды;

- принятие комплекса  мер по поддержке отечественных  товаропроизводителей и импортозамещению, позволившей начать восстановление  предприятий обрабатывающей промышленности;

- углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создан фонд гарантирования вкладов на депозиты банков второго уровня, проведены существенные реформы на страховом рынке);

- снижение зависимости  страны от неблагоприятных изменений  ценовой конъюнктуры мировых  рынков. Это обеспечивалось формированием  Национального фонда Республики  Казахстан в соответствии с  Указом Президента Республики  Казахстан от 23 августа 2000 г. № 402 "О Национальном фонде Республики Казахстан" и "Правилами формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан", утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 29 января 2001 г. № 543. Средства фонда не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций, а также в качестве обеспечения обязательств. На 31 марта 2004 года общий объем активов фонда превысил 3,7 млрд. долларов США .

В целом, данный период можно  охарактеризовать как этап завершения основной части экономических реформ в Казахстане. Основными итогами данного этапа экономических преобразований и развития можно признать:

  1. Преодоление в основном негативных последствий распада прежней хозяйственной системы и радикальной трансформации социально-экономической формации. Большинство острейших проблем, с которыми столкнулась Республика Казахстан в начале 90-х годов, разрешены в большей или меньшей степени; сформировалась экономика рыночного типа, создавшая предпосылки для роста на основе достигнутой стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Так в 2000-2003 гг. совокупный рост ВВП составил 42,3%, что позволило Казахстану стать одним из мировых лидеров по темпам развития экономики.
  2. Завершение формирования нормативно-правовой базы, адекватной стандартам современного рыночного хозяйствования. Принято и функционирует развитое законодательство в области рынка ценных бумаг, финансовой системы, рынка труда, налогообложения, бухгалтерского учета, акционерных отношений и многих других сфер экономики.
  3. Завершение в основной своей части процессов разгосударствления и приватизации и создание экономики смешанного типа, с мощным слоем частного бизнеса. На основе произошедших институциональных преобразований сформирован широкий круг компаний рыночной и производственной инфраструктуры, активно развивается малый и средний бизнес, сглажены существовавшие диспропорции в структуре экономики страны за счет опережающего развития сферы услуг, доля которых в ВВП страны постоянно растет.
  4. Достижение устойчивой стабилизации в финансовой сфере государства по всем основным направлениям: в области государственных финансов, курса национальной валюты, устойчивости и ликвидности банковской системы, золотовалютных резервов НБК, динамики инфляции, процентных ставок денежного рынка и рынка государственных ценных бумаг. Так, за январь-сентябрь 2004 г. потребительские цены росли в среднем на 0,4% в месяц , ставка рефинансирования НБК, сниженная в июле 2003 г., составляет 7%. Финансовая стабилизация позволила привлечь существенные объемы свободных средств населения и значительно увеличить масштабы кредитования банками реального сектора экономики. За период с 1998 по 2004 гг. вклады населения в банках выросли в 14 раз и составили на 1 октября 2004 г. 407093 млн. тенге.
  5. Активизацию инвестиционно-производственных процессов в экономике. В конце 90-х годов зафиксирован значительный прогресс в динамике объемов ВВП, промышленного производства, инвестиционной деятельности и ряде других важнейших показателей. Характерно, что рост происходит практически во всех сферах экономики - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, торговле и пр., что позволяет говорить о комплексном и системном характере развития республики.
  6. Впервые за годы реформ, начиная с 1999 г., наблюдается положительное сальдо торгового баланса (с учетом досчетов по неорганизованной торговле). В 2003 г. положительное сальдо торгового баланса составило свыше 4 млрд. долларов США в сравнении с 2,3 млрд. долларов США в 2002 г.
  7. Системную ориентацию на реальные структурные преобразования. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство страны СНГ в темпах реформирования экономики. В частности, Казахстан предпринял первым среди стран СНГ такие меры, как пенсионная реформа, система гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга Всемирному банку по линии НБК, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортерами, обязательное страхование ответственности автовладельцев. Казахстан является безусловным лидером среди стран СНГ по объемам привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Государство и хозяйствующие субъекты активно используют современные методы оптимизации управления финансами: выпуск ценных бумаг на зарубежные рынки (государственные еврооблигации и корпоративные депозитарные расписки), применяются механизмы хеджирования рисков, перестрахования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведение итогов реформирования экономики Казахстана в условиях суверенитета свидетельствует в  целом об успешной реализации широкого круга сложных задач, стоявших перед республикой. В результате проведения масштабных преобразований в основном реформирована хозяйственная система, сформирована система экономических отношений, базирующаяся на принципах либеральной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплексная система управления, адекватная как стандартам рынка, так и особенностям национальной экономической среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бондарь Т. Что происходит в банковской системе Казахстана. //Финансист. - 2001. - № 10. - С. 48.
  2. Берентаев К. Б. Основные этапы и результаты реформирования Экономики Республики Казахстан. // Из доклада на 2004 г.- С. 331.
  3. Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 312 с.
  4. Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001. - 432 с.
  5. Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. //Экономика и статистика. - Алматы, 2001. - № 2. - С. 39.
  6. Кошанов А., Хусаинов Б. Реформа и макроэкономические преобразования в Казахстане. //Общество и экономика. - 1998. - № 8-9. - С. 80.
  7. Мухамедиев Б., Бордоусов О. Внешняя торговля Республики Казахстан за годы независимости. //Экономика и статистика. - Алматы, 2001. - № 2. - С. 54.
  8. Основные направления развития и размещения производительных сил Казахстана на период до 2015 г. / Под ред. А.Е. Есентугелова и Ж.А. Кулекеева. - Алматы: РГП "Институт экономических исследований", 2002. - 656 с.
  9. Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. - 2004. - № 1. - С. 27.
  10. Промышленность, сельское хозяйство и строительство Казахстана за 1920-2000 годы. Статистический сборник./Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001. - 112 с.
  11. Смаилов А., Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста. //Экономика и статистика. - Алматы, 2002. - № 1. - С.16.
  12. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 72 с.
  13. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе-сентябре 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 73 с.
  14. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе-октябре 2004 года. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004. - 74 с.

Информация о работе Экономический кризис в РК