Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа
Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).
Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28
Вместе с тем, несмотря на серьезные недостатки в области приватизации, следует отметить, что определенные успехи все-таки были достигнуты. Главным из них явилось резкое уменьшение роли государства в прямом управлении экономикой, создание новых жизнеспособных и приспособленных к рыночной экономике хозяйствующих субъектов.
В соответствии
с этой Программой в республике продолжается
становление банковской системы
республики и других институтов рыночной
экономики, более активно и
За этот период
произошло серьезное
В результате реализации мероприятий
антикризисных программ была серьезно
реформирована система
В республике в настоящее
время действует новая
Несмотря на неоднозначные оценки и различное отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе, реализация антикризисных программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными сложностями, а потому с переменными успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических последствий рыночной трансформации.
Однако, до середины 1994 г. правительство Казахстана проявляло непоследовательность и уступчивость в реализации принятого курса на ужесточение монетарной и бюджетной политики. В первую очередь это касается процесса либерализации цен, который растянулся на весь 1994 г.
В целях дальнейшей либерализации и повышения эффективности ВЭД Правительством Казахстана принимаются следующие решения:
- к началу 1994 г. значительно сокращен перечень товаров, подлежащих лицензированию;
- число экспортных квот
- снижены ставки экспортных и импортных пошлин, сокращен перечень товаров облагаемых этими налогами, отменена уплата экспортных налогов в валюте, что стимулировало экспорт и импорт товаров, улучшило их структуру;
- с 1 января 1994 г. процент валютной
выручки, подлежащей
Однако, по моему мнению, принимаемые правительством в 1992-1994 гг. решения, касающиеся ВЭД, зачастую были противоречивыми и недостаточно эффективными. Как следствие прямое участие государства во внешней торговле оставалось значительным в виде монополии государственных компаний на экспорт продукции; предоставление таможенных и налоговых льгот отдельным предприятиям ставило в неравные условия участников ВЭД; регулирование экспорта в виде лицензирования и квотирования не способствовало установлению реального обменного курса национальной валюты; неотрегулированность многих вопросов торговли со странами СНГ вела к сужению торговых связей, расширению бартерных операций (в 1994 г. 30% экспортных и 14,2% импортных поставок осуществлялись в порядке прямого товарообмена). [9, 27 с.].
В июле 1994 г. была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 г. макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Реализация данной программы осуществлялась более последовательно и целенаправленно, особенно в части проведения умеренно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики.
Проведение Национальным Банком Казахстана (НБК) денежной политики на данном этапе, было сконцентрировано на управлении денежной массой в количестве, обеспечивающем снижение инфляции, а также обеспечении стабильного обменного курса для дальнейшего роста производства. Ставка рефинансирования стала устанавливаться исходя из фактических темпов инфляции, а ставки по государственным ценным бумагам определялись на аукционах, что обусловило их положительные значения в реальном выражении. Размещение кредитных ресурсов также проводилось через аукционы. Более гибко осуществлялось регулирование при установлении резервных требований к банкам второго уровня.
Начиная с середины 1995 г., инструментарий денежно-кредитной политики Казахстана пополнился еще одной традиционной для развитых стран мерой - операциями на открытом рынке, когда НБК начал формирование собственного портфеля ценных бумаг. Для этих целей стал проводиться выпуск специальных ценных бумаг - нот НБК, объемы выпуска которых устанавливались исходя из целевых ориентиров по денежным агрегатам. Также был задействован такой традиционный для рыночной экономики регулятор, как интервенции на валютном рынке с целью сглаживания колебаний обменного курса тенге.
В 1996 году была начата реализация новой Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.
Ключевым компонентом радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации, создание по меньшей мере критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым. Безусловно, преобразование собственности чрезвычайно сложный процесс, оно не могло пройти так быстро, как либерализация цен и перестройка бюджетной и денежно-кредитной системы.
Начиная с 1996 г. несколько изменилась политика кредитования банков второго уровня, объемы которого сократились, а основным направлением данных операций стало поддержание ликвидности банковской системы. Прекратилась выдача льготных кредитов и рассмотрение прямых обращений предприятий за кредитами в НБК. Размещение кредитов осуществлялось через аукционы, межбанковский рынок, а также на ломбардной основе. [10, 112 с.].
Адаптируясь к крайне неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части бюджета, из-за снижения производства во всех отраслях, уклонением хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, высоким уровнем инфляции, нарастанием неплатежей, бюджетная политика вынуждена была ориентироваться на финансирование наиболее неотложных социально-экономических мероприятий и обеспечение деятельности важнейших функциональных систем экономики (энергетики, тепловых и коммунальных хозяйств). В результате за эти годы бюджет значительно утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую и социальную.
С 1994 г. покрытие части бюджетного дефицита осуществлялось за счет привлечения неинфляционных источников - внешних займов и выпуска государственных ценных бумаг. Соответственно сокращалось использование кредитных ресурсов НБК для этих целей.
Наряду с сокращением
Налоговая политика данного этапа
также характеризовалась
В июле 1995 г. в республике был принят новый Таможенный кодекс, сформировавший систему таможенного регулирования. В январе этого же года был заключен Договор о Таможенном союзе с Российской Федерацией, Беларусью и Кыргызстаном (с последующим присоединением Таджикистана).
В начале 1996 г. в республике была принята "Программа действий Правительства по углублению реформ в 1996-1998 годах", главной целью которой было закрепление достигнутых в 1994-1995 гг. результатов в области макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преобразований, прекращение спада производства, а затем - обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения.
В рассматриваемый период
были разработаны и приняты такие
важные документы как: среднесрочная
программа дальнейшего
В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских цен с 3061% в 1992 г. до 111% в 1997 г. (таблица 3), относительно стабилизировать валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета (в 1997 г. - 3,7% к ВВП), стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер. В числе основных системных преобразований можно выделить:
- формирование основ
многоукладной экономики с
- развитие институтов
рыночной экономики и