Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа
Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).
Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28
Выбор либерально-монетаристской модели Казахстаном был обусловлен необходимостью преодоления кризиса экономики, который начал проявляться еще в СССР с середины 70-х годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики не могли быть не поставлены задачи повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства, которые должны были способствовать осуществлению достаточно плавного перехода от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства.
Глава II . Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны
Экономические реформы в Республике Казахстан в строгом смысле слова начались в конце 80-х годов XX столетия (1988 г.) в рамках либерального реформирования экономики СССР. Но они были прерваны в 1991 г. в связи с развалом Советского Союза.
По моему мнению, либерализация
хозяйственной деятельности, разгосударствление
предприятий путем передачи их в
аренду трудовым коллективам, децентрализация
системы управления и материально-технического
обеспечения в рамках общесоюзных
программ уже на этом этапе подорвали межреспубликанские
хозяйственные связи, нарушили договорно-правовые
отношения между различными производственно-
Общесоюзные реформы привели к спаду производства, обострению дефицита продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, раскручиванию инфляции и развалу денежно-кредитной системы, что проецировалось на экономики всех союзных республик, в том числе и Казахстана.
В 1991 г. экономика Казахстана развивалась синхронно с экономикой СССР, где продолжался спад.
Начало экономических преобразований в суверенной Республике Казахстан приходится на 1992 г. Они проводятся поэтапно.
Первый этап реформ охватывает период 1992-1993 гг. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной валюты. Экономика страны в эти годы полностью зависела от экономических и политических колебаний в Российской Федерации. Реформы характеризуются половинчатостью, полярностью решений и практических действий, бессистемной денежно-кредитной и бюджетной политикой.
Особенность экономического
развития Казахстана в этот период
состояла в переходе от структурного
кризиса 1990-1991 гг. в системный социально-
Начатый в январе 1992 г. процесс либерализации цен, при фиксированных ценах на энергоносители, которые периодически пересматривались, затянулся до конца 1994 г., что привело к перекосам в осуществлении реформ во всех сферах экономики, в особенности, во внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Либерализация внешней торговли без свободно формирующихся цен стимулировала вывоз за пределы республики важнейших видов сырья, зачастую в ущерб республиканскому потреблению, поскольку мировые цены в 2-3 раза превышали фиксированные внутренние. В результате все бывшие государства-партнеры стали возводить внутренние барьеры (квоты, лицензии, таможенные тарифы) на пути движения казахских "стратегических" товаров. Несмотря на это отток такой продукции за рубеж продолжал расти, а валютная выручка аккумулировалась на счетах зарубежных банков.
В Казахстане, ограничение экспорта носило преимущественно нетарифный характер. Во внешнеторговой политике страны практически не существовало импортных пошлин. Использовались системы лицензирования и квотирования, что по моему мнению, в переходный период к рынку от централизованно-плановой системы, при отсутствии должного контроля над экспортно-импортными и платежными операциями, было необходимой и неизбежной мерой.
Внешнеторговые операции в этот период осуществлялись в условиях гиперинфляции и практически недействующей системы расчетов по межреспубликанским поставкам. Широкое распространение получили бартерные операции, при этом они имели преимущественно характер неэквивалентного обмена.
Нерешительность с либерализацией цен на энергоносители, при свободных ценах на другие виды продукции (услуг) и постоянно снижающемся курсе рубля, вызывала необходимость периодически (по 3-4 раза в год) повышать цены на электроэнергию, нефть, продукты ее переработки, чтобы обеспечить рентабельность производящих их предприятий. Это, в свою очередь, побуждало потребителей адекватно повышать цены на свою продукцию и услуги. В конечном итоге, возникал новый виток роста цен на энергоносители, что влекло за собой спиралевидную ценовую реакцию. Подобный процесс "выравнивания цен" стал непрерывным и обрек экономику Казахстана на невиданные темпы инфляции.
В январе 1993 г. была утверждена программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ, основной задачей, которой было объявлено создание рыночной инфраструктуры и конкурентной среды во всех сферах общественного воспроизводства. [5, 39 с.].
Программа предусматривала, прежде всего, коррективы в отношении концепции разгосударствления и приватизации. Правительством Казахстана было признано, что скорейшая распродажа предприятий, включая газовые месторождения и стратегические отрасли, явилась бы серьезной ошибкой, поэтому программу приватизации предлагалось осуществлять не стихийно, а под строгим контролем со стороны государства.
Экономическая политика Казахстана на данном этапе строилась на следующих принципах:
1) создание социально-ориентированной смешанной экономики, основанной на синтезе конкурентной рыночной саморегуляции производства и макроэкономического регулирования основных параметров экономического развития со стороны государства;
2) поддержка национального предпринимательства во всех его формах с приоритетами частной форме собственности, в отраслях, непосредственно производящих материальные блага, в сфере услуг, строительстве, транспорте и розничной торговле;
3) реализация "стратегии быстрого экономического развития", основанной на структурной перестройке производства, преодолении его однобокости при приоритете топливно-энергетического и металлургического комплексов, развитии системы коммуникаций, рынка продовольствия и товаров народного потребления, решения жилищной проблемы;
4) прагматизм в выборе
экономико-политических
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 годы
Следующий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.
На этом этапе началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы.
В июле 1994 г. была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 г. макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Страте-гическими целями этой программы являлись достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, оживления инвестиционной деятельности. [6, 80 с.].
Как известно, в
основе самостоятельной экономической
политики, проводимой Правительством
Республики Казахстан, был заложен
стандартный пакет антикризисны
- уменьшение
роли государства в
- либерализация цен и заработной платы;
- либерализация
внешнеэкономической
- создание условий
развития негосударственного
- рационализация государственных расходов;
- сведение до
минимума дефицита
- осуществление
коренных институциональных
- повышение эффективности финансовой сферы;
- проведение
жесткой антиинфляционной
Эти направления в определенной мере легли в основу антикризисных программ всех постсоциалистических стран, в том числе и Республики Казахстан.
При реализации
этих программ, в первую очередь, необходимо
отметить интенсивную работу по развитию
и совершенствованию
В соответствии
с Программой и Планом действий Правительства
с 1995 года по настоящее время более
или менее последовательно
В рассматриваемый
период времени был задействован
механизм санации и процедуры
банкротства несостоятельных
Нужно подчеркнуть,
что реализация этой программы осуществлялась
более последовательно и
Бюджетная политика
в целом адаптировалась к неблагоприятным экономически
Сдерживание роста денежной массы Нацбанком осуществлялось через регулирование цены кредитных ресурсов. Если в 1993 г. ставка рефинанси-рования отставала от темпов инфляции, то с 1994 г. поддерживалась на позитивном уровне.
Качественно новый этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.
Этот этап характеризуется проведением собственной макроэкономической политики, созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, ВЭД, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. [8, 656 с.].
Приватизация
государственных предприятий
В 1994 году началась так называемая массовая приватизация. Для чего были созданы инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) и проводилось распределение приватизационных чеков среди населения. В основе этой формы приватизации лежали не экономические, а социально-политические мотивы, т.е. попытка реализации принципа социальной справедливости. В отличие от России, где ваучеры изначала имели нарицательную стоимость и их владельцы могли пустить их в обращение, приватизационные инвестиционные купоны в Казахстане могли быть размещены только в ИПФ. Разгосударствление и приватизация предприятий по этой схеме привело к тому, что они вместо инвестиций в обмен на пакеты акций получили ПИКи, а сами ИПФ не располагали средствами для инвестирования производства.
Естественно, что такая схема приватизации не привела к появлению реального собственника, тем более, что в целях "борьбы с монополизмом" ИПФ не имели права приобретать на купонных аукционах более 20% акций одного предприятия. Поэтому она не имела успеха и не была экономически целесообразна.