Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа
Существенным моментом при анализе переходного периода в методологическом плане является выбор критериев и показателей результатов экономической реформы, причем они должны зависеть от цели реформирования. Если цель проводимых реформ - изменение производственных отношений, то о результатах мы можем судить по качественным и количественным переменам в области введения атрибутов рынка (доля частной собственности в произведенной продукции, темпы приватизации, степень свободы цен, обменного курса, либерализация внешней торговли, степень государственного регулирования экономики, доля госбюджета в перераспределении национального дохода).
Введение..............................................................................................................................3
Глава I. Проблемы переходной экономики
1.1 Экономический кризис в Республике Казахстан...………………………...4
1.2 Пути решения проблемы…………………………………………………….5
Глава II. Реформирование экономики на этапе становления государственности
2.1 Макроэкономическое состояние страны………………………………...….8
2.2 Экономические реформы в 1993-1997 гг……………………………...…10
2.3 Экономические реформы 1998-2004 гг………………………………..…21
Заключение…………………………………………………………………………...…27
Список использованной литературы…………….……………………………….…28
- создание относительно
равновесного потребительского
рынка. Трансформация
- финансовая стабилизация. Это подтверждается динамикой снижения темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (инфляция снизилась с уровня 2200% в 1993 г. до 11,2% в 1997 г.). Началось последовательное наращивание золотовалютных резервов государства. Относительно стабилизировался валютный курс тенге. Проявились положительные тенденции в отношении сальдо внешнеторгового баланса и дефицита государственного бюджета, финансирование которого начало осуществляться неинфляционными методами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.
В 1997г. закрепилась, по официальным данным, тенденция экономического роста - объем ВВП по сравнению с 1996 годом возрос на 2%, причем рост объема производства ВВП происходил в течение всех кварталов 1997 г., а темпы роста реального ВВП к соответствующему периоду прошлого года шли по возрастающей траектории. Объем промышленной продукции возрос на 4%, перевозок грузов - 3.4%, инвестиций - более чем на 20%.
Безусловно, такая динамика макроэкономических показателей функционирования казахстанской экономики показывает, что на шестом году самостоятельно проводимой экономической реформы удалось приостановить процесс сжатия экономики и, в сочетании с практически завершившимися институциональными преобразованиями, возможен переход к новому этапу экономической реформы - этапу оживления экономической активности. Такое развитие ситуации могло бы стать серьезным основанием для оптимистичных утверждений о возможном выводе казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития. [11, 116 с.].
Однако достигнутые к настоящему времени успехи в макроэкономической стабилизации и в прекращении спада производства достигнуты дорогой ценой. В целом за годы экономической реформы объем реального ВВП по сравнению с 1991 г. сократился более, чем наполовину, резко ухудшился уровень жизни абсолютного большинства населения, усиливается социальная напряженность в обществе, о чем свидетельствуют последние события в г.г. Кентау, Жанатасе и в ряде других регионов республики.
Позитивные сдвиги в области макроэкономической стабилизации и подавления инфляции еще не гарантируют создание достаточных условий для восстановления нарушенного воспроизводственного процесса, последующего экономического роста и структурной перестройки экономики. Все еще остается ряд проблем, наличие которых ставят под сомнение необратимость и устойчивость достигнутой макроэкономической стабилизации и макроэкономического равновесия.
Во-первых, вызывает
сомнение статистическая корректность
принятого в республике метода учета
в ВВП результатов
Важно отметить, что весь прирост продукции в ряде отраслей - пищевой и легкой промышленности, промышленности строительных материалов - получен только за счет домашних хозяйств. При этом спад продолжается именно в тех отраслях, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения - в легкой и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, а также в отраслях, работающих на научно-технический прогресс - химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, в капитальном строительстве. При этом за последние пять лет спад в ряде отраслей приблизился к критическому уровню и, учитывая традиционную технологическую отсталость легкой и пищевой промышленности, не только моральную, но и физическую изношенность оборудования большинства предприятий этих отраслей, они в ближайшей перспективе окажутся на грани физического выживания.
Во-вторых, в условиях переходной экономики экономическое развитие характеризуется серьезными структурными сдвигами, а принятые методы оценки структурных сдвигов не совсем адекватны экономической реальности. В частности, сводные показатели экономического роста испытывают сильную зависимость от принятых методик их расчета, которые к настоящему времени не приспособлены к условиям переходной экономики, а заимствованы из опыта стран с более или менее устойчивой экономикой. Так, в связи с разными скоростями спада производства в отдельных отраслях, разнообразием причин свертывания производства, динамичными изменениями цен на отдельные группы товаров и услуг, невозможно однозначно трактовать происходящие в экономике структурные сдвиги. С учетом существенной разницы в росте цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, платные услуги и транспортное обслуживание, изменения стоимостной структуры ВВП трудно охарактеризовать как прогрессивные и адекватно отражающие экономические реалии.
В конечном использовании ВВП снижается доля государственного потребления за счет резкого сокращения расходов на социальные нужды. Это проводится как путем приватизации организаций и учреждений отраслей социальной инфраструктуры, так и расширением практики предоставления их услуг населению в основном на платной основе. В связи с этим существенно снижается уровень жизни, доступность социальных благ для широкого круга населения.
Во многом это связано с проводимой в республике макроэкономической политикой, доминантой которой в течение последних лет является подавление инфляции и снижение бюджетного дефицита до общемировых стандартов. До сих пор не в поле зрения экономической политики остаются такие злободневные вопросы как кризис неплатежей, продолжающаяся деградация научно-технического и производственного потенциала страны, абсолютное и относительное обнищание населения, растущая безработица, которые ставят под угрозу достигнутую макроэкономическую стабилизацию и провоцирует усиление социальной напряженности и продолжение экономического спада.
Дело в том, что макроэкономическая стабилизация и успехи в борьбе с инфляцией сами по себе не гарантируют создание достаточных условий для восстановления нарушенного воспроизводственного процесса и последующего экономического подъема, ее структурной перестройки. Трансформация экономической системы советского типа по сути является эволюционной сменой модели общественного развития и, в этом отношении, происходящие у нас процессы намного шире, чем просто экономические реформы, направленные на вывод из кризисного состояния национальной экономики. Поэтому в постсоветских республиках решается многоцелевая задача, связанная с созданием эффективной национальной экономики посредством индуцирования рыночных отношений, преобразования отношений собственности и формирования полноценного рыночного механизма со всеми его институтами.
Решение же такой
сложной и многоплановой
В этой связи требуется более объективная оценка сложившейся к настоящему времени макроэкономической ситуации и вероятных направлений ее развития в будущем, чтобы закрепить те позитивные тенденции в развитии национальной экономики и предотвратить негативные социально-экономические последствия отдельных просчетов проводимой в республике экономической политики. При оценке экономической ситуации в Казахстане мы исходим из того, что трансформацию экономики советского типа в рыночную имеет свои специфичные закономерности и особенности, которые необходимо учитывать при рыночных преобразованиях и пренебрежение которыми, безусловно, приведет казахстанскую экономику к продолжительной стагнации, а не к устойчивому экономическому росту.
В соответствии с этим при оценке сложившейся за последние два года макроэкономической ситуации в Республике Казахстан, на наш взгляд, следует особое внимание уделить вопросам взаимосвязи между уровнем инфляции и темпами экономического роста, характеру инфляционных процессов и особенно решению проблемы платежного кризиса, а также отдельным системным характеристикам переходной экономики, обуславливающих напряженности в казахстанской экономике. Ответы на эти вопросы позволят выработать адекватные сложившейся ситуации меры по преодолению кризиса и возобновлению экономического роста.
Нужно подчеркнуть, что сформулированные выше проблемы взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны быть решены в комплексе. При этом приоритет должен быть отдан той проблеме, которая представляет наибольшую опасность для экономики страны. С нашей точки зрения наибольшую опасность для Казахстана сегодня представляют не бюджетный дефицит и высокий уровень инфляции, а кризис неплатежей, который серьезно подрывает экономику и может привести к экономическому коллапсу. Так, в 1997 г. были полностью остановлены 544 предприятия, 980 - частично и 327 перешли в режим неполного рабочего дня. К настоящему времени в Казахстане число предприятий полностью прекративших работу увеличилось до 608 ед., частично - до 1071 и полностью перешедших на неполный рабочий день - до 481 предприятия. Общая численность работников, находящихся в вынужденных отпусках увеличилась до 152.3 тыс. чел., в том числе без оплаты вынужденных отпусков - до 128.7 тыс. человек. В этой связи кризис неплатежей имеет огромное социальное значение, усиливает социальную напряженность в обществе.
Поэтому важна оценка характера инфляционных процессов в республике и ее реального уровня. При этом мы исходим из того, что инфляция в Республике Казахстан является преимущественно затратной и ее подавление путем рестрикционной денежно-кредитной и бюджетной политики,установлением строгого контроля над денежной массой, без создания необходимых условий для экономического роста и приведения уровня развития денежного хозяйства в соответствие потребностям реального сектора экономики, является малоэффективным.
Укрощение инфляции издержек производства чисто денежными механизмами представляется проблематичным даже в теоретическом плане. Действительно, можно выделить жесткие и гибкие факторы затратной инфляции. Гибкие факторы инфляции издержек более или менее эластичны к проводимой денежной политике и, в этом отношении, не отличаются от факторов спросовой инфляции. Однако жесткие факторы инфляции издержек производства в краткосрочной перспективе слабо реагируют на денежную политику и могут генерировать инфляцию без существенного изменения денежной массы. К ним относятся структурные диспропорции в экономике, отсутствие рыночных институтов, монополизм производителей, техническая и технологическая отсталость производства. Устранение этих факторов чисто монетарными методами невозможно, требуется достаточно продолжительное время на проведение институциональных преобразований и структурную перестройку экономики.
Своеобразным механизмом адаптации хозяйствующих субъектов к проводимой денежной политике стал самоиндуциируемый кризис неплатежей, который на наш взгляд представляет к настоящему времени наибольшую угрозу для экономики страны. Нужно отметить, что в большинстве стран мира в зависимости от структуры экономики кредиторская задолженность достигает от 40% до 60-70% ВВП и характеризует потребность хозяйствующих субъектов в заемных средствах для воспроизводительного процесса. Однако неплатежи (просроченные задолженности) составляют не более 3-5% ВВП и устойчивые неплательщики объявляются банкротами. В нашей республике просроченная кредиторская задолженность составила около 40% ВВП и механическое включение механизма банкротства приведет не к разрешению кризиса неплатежей, а к экономическому коллапсу - более половины промпредприятий в республике является убыточными, их банкротство приводит к массовой безработице и усилению социальной напряженности.
Наряду с отмеченными достижениями второй этап реформирования экономики Казахстана характеризовался и рядом острых проблем. В частности, за первые годы экономических преобразований произошел очень существенный спад производства (за период 1991-1996 гг. ВВП республики уменьшился наполовину). Это повлекло за собой обострение проблем в социальной сфере - реальные денежные доходы населения в 1996 г. составили лишь 11% от уровня 1991 г. Обострились проблемы занятости населения. Уровень официально зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) составлял в 1996 году 13%. Численность безработных, состоящих на учете, в 25 раз превышала потребность в работниках, заявленную в службы занятости Казахстана. Численность лиц, находящихся в вынужденных длительных отпусках и работающих в режиме неполного рабочего времени, составляла в конце 1996 года около 7% от экономически активного населения. [12, 72 с.].
Помимо спада производства и социальных проблем республика столкнулась, во-первых, с платежным кризисом, обусловленным, прежде всего плохим финансовым состоянием предприятий, исчерпавших свои оборотные средства и не имевших возможности получить необходимые им кредитные ресурсы. Во-вторых, усугублялись проблемы в инвестиционной сфере. Масштабы сокращения инвестиций значительно превосходили параметры спада в других сферах экономики. Только за 1993-1995 гг. объем капитальных вложений сократился более чем наполовину: с 6068 млн. до 2961 млн. тенге (в ценах на 01.01.1991 г.).
Несмотря на наличие существенных проблем, второй этап реформирования экономики Казахстана, в силу осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных макроэкономических тенденций, что проявилось на третьем этапе развития экономики республики - в 1998-2004 гг.