Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.docx

— 84.22 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таковы  основные проблемы, с которыми столкнулось  высшее образование, отечественное  образование в целом. Очевидно, что  их решение требует комплексного подхода, совместных усилий государства  и общества, при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать  условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению  качественные публичные услуги и  эффективно управлять государственной  собственностью. Это положение, действительно  и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство  отношений в области образования.

    В связи с этим представляется перспективным, продолжив осуществление модернизации, адаптацию к новым социально  экономическим условиям основных механизмов высшей школы, обеспечить полное законодательное  регулирование всего спектра  отношений, возникающих при осуществлении  гражданами своих прав в области  образования, в том числе в  высшем образовании, обратив пристальное  внимание на вопросы последующего трудоустройства  выпускников российских вузов, привлечения  молодежи в науку, повышение статуса  профессорско-преподавательского состава  вузов.

    Крайне  важно в ближайшие годы увеличить  объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования  работодателей и спонсоров.

    При этом существенному изменению надо подвергнуть очень многое как  в самой общественной жизни, так  и в наших взглядах на нее. В  том числе по-новому надо понять роль, а главное, возможности государства, которые на деле гораздо больше, чем их сейчас пытаются призвать и  использовать в деле обеспечения образования. Даже "стягивание ресурса" в сферу образования, на которое многие уповают как на задачу, посильную сейчас лишь государству, может реализоваться не только в виде прямого направления бюджетных средств и привлечения инвестиций в сферу образования. А еще в целом ряде государственно-политических инициатив полисферного и полифункционального действия, одним из результатов которого - и не только прямого, но опосредованного или косвенного действия, - могут стать указанные инвестиции. Но для такого переосмысления требуется специальная работа, новые поиски и неоткрытые пока решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абанкина И. Кредитование образования в зарубежных странах// Prognosis - 2005 - №10, с. 13.
  2. Авдеева Л. Роковые гены// Российский экономический журнал. - 2005 - №1, с. 62.
  3. Захарчук Л.А., Экономика образовательных учреждений: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профильного образования. М.: 2007 г.
  4. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. - 2002 - №1, с.20.
  5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года, одобренная распоряжением  Правительства Российской Федерации.
  6. Образование в РФ . статистический ежегодник. -2008.
  7. Беляков С. А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов.2007 г.
  8. Беляков Н.С. Оценка факторов, влияющих на доступность высшего образования. Беляков Н.С., Беляков С. А. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия экономические науки: «Экономика образования». Специальный выпуск.- 2006.-№3.С.40-52.
  9. "Социальные проблемы" научно-практический журнал.  Мельник Денис Валерьевич. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития №2.2008 г.
  10. «Высшее образование в России»2004, №4, с.18–26
  11. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  12. НАУКА - это ЖИЗНЬ! Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka.relis.ru/06/0109/06109002.htm
  13. Особенности финансового обеспечения предоставления высшего образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/Chapters/Chapter10/Ch89
  14. Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2000-2011 Михайлова О.Б.Социальные и финансово-экономические проблемы развития высшей школой и вузовской науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/mihaylova_sfebob/
  15. Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/econprir.php
  16. Market Journal. Особенности финансирования вуза в современных условиях. http://www.market-journal.com/problemieco/9.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1                                                                                          Таблица 1                         

Ресурсное обеспечение системы ВПО1 

Наименование  показателя 2003 2004 2005 2006 2007
Валовой внутренний продукт, млрд.руб. 13050 15300 18720 24380 31220
Расходы бюджета, млрд.руб  2345,6 2659,4 3047,9 4270,1 5463,5
На  образование, млрд.руб 97,9 117,8 155,3 201,6 277,9
в % к  ВВП 0, 75 0,77 0,83 0,83 0,89
В % к  расходам бюджета из них: 4,17 4,43 5,10 4,72 5,09
На  подготовку кадров в вузах, млрд.руб. 54,8 68,3 108,8 155,1 214
В % к  ВВП 0,42 0,45 0,58 0,64 0,69
В % к  расходам бюджета 2,3 2,6 3,6 3,6 3,9
В % к  расходам на образование 56,1 58,0 70,1 76,9 77,0
 
 
 
 
 

Приложение 2        Таблица 2 
 

Число образовательных  учреждений высшего и среднего профессионального  образования2

 
 
Год
 
                 
Российская  Федерация/Федеральный округ 2000 2001  
 
2002   2003  
 
2004  
 
2005   2006   2007  
 
2008   2009
Российская  Федерация 607 621   655   652   662   655   660   658   660   662
  Центральный федеральный  округ 183 192   197   200   203   204   206   209   212   212
  Северо-Западный федеральный округ 72 72   74   74   76   75   77   77   78   79
  Южный федеральный  округ (по 2009 год) 74 76   80   80   81   79   80   77   77   77
  Приволжский федеральный  округ 111 112   118   121   124   123   121   120   119   120
  Уральский федеральный  округ 48 50   54   53   53   51   52   53   53   53
  Сибирский федеральный  округ 84 82   86   85   86   85   86   84   84   84
  Дальневосточный федеральный округ 35 37   46   39   39   38   38   38   37   37
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3                                                                                        Рисунок 1                                             

Численность студентов государственных высших учебных заведений в Российской Федерации3 
 
 

Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России