Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Совершенствование
содержания и технологий образования
останется проблемой
Особенностью
высшего образования является его
ориентированность на федеральный
уровень управления. Это выражается
в законодательно установленном
распределении функций
Общая схема управления системой ВПО представлена на рис.2.2.
Основные
структурные и содержательные преобразования
высшей школы западноевропейских стран
были начаты в 70 - 80-е годы и практически
завершены в 90-е годы. К настоящему времени
в большинстве этих стран функционируют
многоуровневые системы подготовки, завершается
введение системы сопоставимых зачетных
единиц (кредитов) и фактически решена
проблема взаимного признания квалификаций.
По своим целям и установкам Болонский
процесс представляется не как начало
новых коренных реформ высшего образования
в странах Западной Европы, а как естественный
этап практического осуществления соединения
уже существующих систем высшего образования
в соответствии с новыми геополитическими
и экономическими реалиями, установившимися
в Европе.
В Болонской декларации необходимость
"установления системы однозначно воспринимаемых
и сопоставимых квалификаций" сформулирована
в качестве первого шага на пути создания
единого европейского пространства высшего
образования. Без этого считается невозможным
дальнейшее расширение мобильности, облегчение
процедур признания и принятие согласованных
критериев и механизмов оценки качества
образования как обязательного условия
достижения соответствия европейского
высшего образования требованиям рынка
труда и повышения его конкурентоспособности
и привлекательности.
В документах, принятых по итогам официальных
мероприятий, проводившихся в рамках Болонского
процесса, задача достижения сопоставимости
квалификаций конкретизировалась и актуализировалась,
однако ни в одном из документов, включая
сам текст Болонской декларации, не содержится
предписаний относительно введения конкретных
квалификаций, поскольку решение этого
вопроса относится к компетенции каждой
страны. Везде говорится о системе двух
последовательных ступеней высшего образования,
из которых первая ступень длительностью
3-4 года должна завершаться получением
квалификации, а вторая ступень (после
пяти лет обучения) должна приводить к
получению квалификации "мастера".
Наиболее существенные структурные преобразования
высшей школы России были проведены в
первой половине 90-х годов в результате
принятия Комитетом по высшей школе Постановления
от 13.03.92 г. №13 "О введении многоуровневой
структуры высшего образования в Российской
Федерации". Этим Постановлением были
утверждены Временное положение "О
многоуровневой структуре высшего образования
Российской Федерации" и Положение
"О порядке реализации государственными
высшими учебными заведениями образовательно-
Основу высшего образования должно было
составить базовое высшее образование,
которое предусматривало овладение системой
научных знаний о человеке и обществе,
истории и культуре, получение фундаментальной
естественнонаучной подготовки и основ
профессиональных знаний по направлениям
обучения. На основе общего среднего образования
продолжительность обучения по образовательно-
Предполагалось,
что все выпускники, освоившие
любую образовательно-
На Всероссийском совещании по проблемам
развития многоуровневой системы подготовки
специалистов в Российской Федерации
(25-26 ноября 2002 года) было отмечено, что
в настоящее время реализуются две образовательные
подсистемы: одноступенчатые основные
образовательные программы подготовки
дипломированных специалистов по специальностям
или группам родственных специальностей
- направлениям подготовки дипломированного
специалиста; двухступенчатые основные
образовательные программы по направлениям
подготовки бакалавра и магистра с присуждением
выпускникам соответствующей степени
(квалификации). Практическая реализация
этих подсистем в России осуществляется
по разным схемам: независимой, линейной
или "ветвящейся". Конкретные варианты
последней схемы отличаются точками ветвления
- чаще всего после второго, третьего или
четвертого курсов.
Очевидно, что имеются, несомненны терминологические
несоответствия определениях ступеней
и уровней образования и квалификаций,
используемы: в нашей стране и в европейских
странах. Так, например, нигде, кроме РФ,
не используется термин "неполное высшее
образование " для обозначения двух-
или трехлетнего начального периода обучения
в вузе. Во многих странах Европы oн называется
первым циклом, а докторская подготовка
повсеместно ассоциируется с третьим
уровнем (циклом) высшего образования
и не обозначается, как ) нас, термином
"послевузовское образование ". Приведенных
примеров уже достаточно для инициирования
интересной дискуссии о соответствии
нашей образовательной терминологии ключевым
образовательным терминам, которыми оперируют.
В качестве первоочередных шагов необходимо
проводить очевидные и наименее затратные
мероприятия адаптационного характера,
к которым, в частности, можно отнести
редакционную коррекцию определенных
образовательных терминов и связанных
с ними нормативных формулировок. Не вызывает
также сомнений то, что следует интенсифицировать
практическую работу по таким направлениям,
как введение системы зачетных единиц
и Приложения к диплому, совместимым с
используемыми или рекомендуемыми в рамках
формирующегося единого европейского
пространства параметрами высшего образования;
приведение процедур и механизмов признания
квалификаций в соответствие с Лиссабонской
конвенцией; совершенствование критериев
и механизмов оценки качества образовательных
программ и высших учебных заведений.
Последующие шаги по адаптации российских
квалификаций и системы высшего образования
в целом к основным принципам Болонского
процесса могут быть обозначены только
в общих чертах, поскольку алгоритм самого
процесса постоянно конкретизируется
и дополняется.
Четырехлетний срок обучения должен сохраняться,
по крайней мере, до тех пор, пока будет
сохраняться одиннадцатилетний срок обучения
в средней школе, иначе российские квалификации
(если сократить срок обучения на первой
ступени с четырех до трех лет) практически
полностью потеряют профессиональную
составляющую. Параллельно с используемой
в настоящее время программой бакалавра
академической направленности, реализуемой
в соответствии с действующими стандартами,
могут быть созданы профессионально-
На
следующей ступени сохраняется
существующая бинарная схема: специалист
(5 лет) и магистр (6 лет). В перспективе
бакалавриат может стать
Согласно итоговому Коммюнике Берлинской
конференции, докторская подготовка должна
стать заключительной ступенью высшего
образования, в результате чего в европейских
странах будет повсеместно реализована
схема высшего образования, соответствующая
квалификациям:
БАКАЛАВР или Лиценциат - МАГИСТР или Мастер - ДОКТОР.
Неоднократно
было доказано, что российская ученая
степень кандидата наук по основным
квалификационным требованиям превосходит
докторские степени большинства
западных стран. Однако когда на Западе
решается вопрос об академическом или
профессиональном признании степени
кандидата наук, то на уровне доктора
наук соответствующей западной страны
оно осуществляется обычно без особых
проблем лишь для математических
и естественнонаучных направлений.
Гораздо сложнее обстоит дело
с получением признания по гуманитарным,
юридическим, социально-экономическим,
медицинским и ряду других направлений
и специальностей. Отчасти это
связано с недоверием, а иногда
и предвзятостью к содержанию
подготовки по этим специальностям, еще
сохраняющимся с прежних
С
другой стороны, во всех европейских
языках сам термин "кандидат" относится
к тому, кто намечен для избрания,
назначения на должность или приема
куда-либо, для получения чего-либо,
т.е. подразумевается временное
Что же касается принятой в настоящее
время в России ученой степени доктора
наук, то она имеет чисто российское происхождение
и предназначение. Несомненно, это самая
высокая по международным стандартам
научная квалификация, которая может считаться
на национальном уровне как характеристика
научных достижений ученого в той или
иной области науки. Номенклатура специальностей
в аспирантуре и докторантуре должна быть
разной: от более широкой - к более специализированной,
а в качестве одного из направлений развития
аспирантуры должно быть усиление образовательной
компоненты применительно к условиям
учебной и образовательной работы в вузе.
Таким образом, Россия может выстроить
систему академических и ученых степеней,
соответствующую требованиям Болонской
декларации, следующим образом: "бакалавр";
"дипломированный специалист" или
"магистр"; "доктор наук по направлению".
Образовательные программы, соответствующие
этим трем степеням, имеют как образовательную,
так и научную составляющие, причем для
степени, заменяющей нынешнего "кандидата",
научная (исследовательская) составляющая
является преобладающей. Однако повышение
требований к программам послевузовского
профессионального образования должно
затронуть не только научную, но и образовательную
компоненту. Что же касается нынешней
ученой степени "доктор наук", то
она, как и прежде, будет определять именно
научный статус ее обладателя.
3.2
Динамика социально-
По
данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество
высших учебных заведений в стране
неуклонно растет. За период с 1990 г.
по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068,
т.е. более чем в два раза. Наибольший
вклад внесли негосударственные
высшие учебные заведения. Если в 1990
г. в России не было зарегистрировано
ни одного негосударственного вуза, то
в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично
обстоит дело и с ростом числа
первокурсников. В 1990 г. на первый курс
высших учебных заведений было принято
около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже
было около 1 млн. 640 тыс. Относительные
статистические показатели на 10000 человек
также свидетельствуют о значительном
увеличении числа студентов. Если в 1990г.
на 10000 населения приходилось 190 студентов,
то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили
высшие учебные заведения 401 тыс. человек,
а в 2005 г. высшее образование в России получили
уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию на 2010 год
рост числа учебных заведений высшего
профессионального образования в России
остановился. Во многом это связано с уменьшением
числа абитуриентов (демографический
фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.
Если
говорить о том, какие группы специальностей
наиболее популярны, то и здесь наблюдается
интересная картина. Если в 1990г. специалистов
в области экономики и
На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?
Количественная
потребность в молодых
Качество образования в России не улучшается.
Процент талантливых детей не вырос .
Руководство
(и в какой-то мере преподаватели)
платных высших учебных заведений
заинтересованы в том, чтобы студентов
училось как можно больше. Часто
возникает необходимость
В
результате увеличения числа выпускников
заведений высшего
Для
того чтобы потребовались услуги
экономистов и управленцев, для
этого нужно создавать
Стоит отметить еще один важный статистический факт, например, в городе Смоленске и Смоленской области кол-во выпускников школ в 2008 году примерно в 2,5 раза меньше, чем их было в 2005 году. Представьте себе, каких "замечательных" студентов пришлось набирать в 2008 году вузам Смоленска. Количество выпускников школ и количество мест в учебных заведениях высшего образования в России в 2010 году почти одинаково. Получается, что учиться в заведениях высшего профессионального образования смогут практически все, кто сможет сдать ЕГЭ в 2010 году на минимальный балл. О каком качестве (в среднем по вузам России) выпускников высших учебных заведений может идти речь? Это можно отнести к образовательным учреждениям любого другого города.
Сводная таблица по статистике высшего образования
год | Количество высших учебных заведений | Набор на первый курс, тыс. | Выпуск, тыс. | Студентов на 10 тыс. населения, чел./% | |
всего | В том числе негосударственных вузов | ||||
1985 | 502 | - | 635 | 477 | 206/2,06 |
1990 | 514 | - | 584 | 401 | 190/1,9 |
1995 | 759 | 193 | 678 | 402 | 189/1,89 |
2000 | 965 | 358 | 1293 | 635 | 327/3,27 |
2005 | 1068 | 413 | 1640 | 1152 | 481/4,81 |
2010 | 1114 | 452 | 2038 | 1623 | 523/5,23 |
Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России