Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской
Государственный
Технологический
Университет
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
экономической теории
На
тему: «Экономические
проблемы развития системы
высшего образования
в современной
России»
Студентки: Лебедевой Юлии Николаевны
Группа 10-н-8
Научный руководитель: доктор экономических наук,
профессор
Тяжов Анатолий Иванович
Кострома
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
ГЛАВА 2. НОВЫЕ
ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
2.1 Особенности
бюджетного финансирования
2.2 Особенности
финансирования коммерческого
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ……
3.1 Организационно-экономическая
структура высшего образования…
3.2 Динамика социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На
протяжении последних 10-15 лет российское
государство и общество переживают
сложный и неоднозначный период
реформирования всех сфер жизнедеятельности.
Очевидно, что конечная цель этих реформ
- ускоренная модернизация, прорыв в
социально-экономическое и
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
Сегодня
конкурентоспособность страны в
меньшей степени определяется наличием
природных ресурсов. На первый план
выступает “человеческий
В
первую очередь, это утверждение
верно для системы
Новое
время выдвигает новые
Вместе
с тем, крайне важно сохранить
все лучшее, что было достигнуто
в отечественной системе
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
1.1 Состояние системы высшего образования в России
Отечественное
высшее профессиональное образование
вступило в период коренного реформирования.
Об этом свидетельствуют самые разные
сигналы: от попыток фундаментальных
изменений основ его
Для
нас важно отметить то, что сложившееся
представление о высшем образовании
(особенно «престижном», какое бы значение
не вкладывалось в данный термин) как
о «редком активе» достаточно
длительно подкреплялось
Еще одним важным направлением перенастройки системы высшего образования на удовлетворение рыночных нужд стало появление и развитие сектора негосударственных вузов. В целом можно утверждать, что в течение первого десятилетия истории современной России произошло становление рынка высшего образования: хорошо сегментированного, ориентированного на удовлетворение сложившейся под влиянием различных факторов структуры спроса населения, слабо регулируемого государством, лишенного после краха плановой экономики механизмов балансирования процесса подготовки квалифицированных кадров с потребностями отраслей народного хозяйства. Объем рынка высшего образования можно оценить по следующим данным: в 2009г., по данным Росстата, было оказано платных образовательных услуг на 231,7 млрд рублей, или на 5,8% больше, чем в 2008 г. (данный показатель учитывает расходы не только на высшее образование). В дополнение следует учитывать наличие неформального, «теневого» рынка. Так, по имеющимся подсчетам, в 2006 г. сумма взяток за поступление в вузы превысила 300 млн долларов, тогда как ежегодный рост данного рынка оценивался в 7–10%. Выше уже отмечалось, что существенным фактором, влияющим на стремление получить высшее образование, являются устойчивые представления о необходимости обладания им для получения достойного социального статуса. Важную роль играет то, что наличие высшего образования стало формальным критерием при приеме на работу по самому широкому кругу специальностей. Стремление начать профессиональный карьерный рост как можно раньше (наряду с денежными стимулами) толкает студентов на начало трудовой деятельности до окончания образования. Результатом является вынужденное соединение работы и образования (в ущерб скорее последнему). Нельзя не упомянуть и такой мотив поступления в вуз немедленно после окончания школы, как стремление получить отсрочку от призыва в ряды вооруженных сил для юношей. Сравнительно ранний возраст завершения общего образования в России (16–17 лет), неразвитость системы профессиональной ориентации, необходимость финансирования расходов на образование (будь то оплата самого обучения или подготовки к поступлению, оплата проживания и проезда) — все это приводит к тому, что выбор будущего вчерашних школьников в значительной степени определяется не ими, а их родителями.
Идет изменения в возрастной структуре ППС. Доля молодых преподавателей в 2007 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. (с 10,5% до 16%), тогда как доля преподавателей предпенсионного возраста (60–65 лет) осталась неизменной (11%). В то же время доля преподавателей пенсионного возраста (свыше 65 лет) также выросла (с 7% до 11,2%). Одной из важнейших причин этому является пенсионная система, которая не может обеспечить достойное вознаграждение после выхода на пенсию. В целом на протяжении очень короткого исторического периода в России был совершен переход к системе массового высшего образования. С 2000 по 2010 г. число студентов на 10 000 чел. населения возросло со 188 до 523.
Система
высшего образования могла бы
быть более доступной для получения
образования и после начала профессиональной
деятельности: это, помимо прочего, способствовало
бы повышению осознанности выбора и,
соответственно, мотивации к учебе.
Важно учитывать неизбежное наличие
иерархии среди вузов. Любая модель
приема в вузы, исходящая из их «равенства»
и применяющая одинаковые критерии
для приема студентов (например, через
необходимое количество баллов, полученных
на ЕГЭ), будет заведомо обречена на
недостижение своих задач и приведет
лишь к созданию новых и закреплению
старых неформальных барьеров. Сложившийся
вынужденный симбиоз бюджетного
и внебюджетного финансирования
обучения стал прекрасным опровержением
поговорки о невозможности усидеть на
двух стульях. Любое государство, взявшее
курс на модернизацию экономики, неизбежно
должно проводить активную и целенаправленную
образовательную политику.
1.2.Образование как производственный процесс и как услуга.
Сегодня
никто не сомневается в том, что
образование полезно для
В
настоящее время для
Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России